Подключение ресторанов к ВетИС «Меркурий»

06.07.2018

С 1 июля 2018 года в нашей стране в полную силу заработала система ветеринарного контроля «Меркурий». С этого времени все организации и ИП, которые работают с продукцией, подлежащей ветеринарному контролю, обязаны отражать любые движения такой продукции электронными ветеринарными сопроводительными документами (эВСД). Список такой продукции закреплен приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 648. В упрощенном порядке можно сказать, что в этот список попали самые распространенные продукты (молоко, масла животного прохождения, мясо, рыба, изделия из мяса, консервы, сыры и т.д), без которых просто невозможно представить работу любого кафе или ресторана. Давайте посмотрим, как предприятиям общественного питания подключиться к системе и выполнить требования законодательства по работе с «Меркурием».

Ветеринарная информационная система (ВетИС) «Меркурий» представляет из себя огромную базу данных, в которой хранится информация о всех ветеринарных сертификатах и отражается вся информация от выпуска партии ветеринарной продукции (создание сертификата), до ее продажи с целью реализации конечному покупателю (гашение сертификата). Особое внимание в системе уделяется процессу перевозки подконтрольной продукции, который отражается специальными транспортными сертификатами, а также ее хранению и утилизации. Задача системы – облегчить процесс контроля за качеством пищевой продукции и повысить ее безопасность для населения, поэтому под особым контролем проверяющих будет в первую очередь розничный сегмент (кафе, бары, рестораны и магазины).


Регистрация в ВетИС «Меркурий»

Начинать работу с системой нужно с регистрации – создания учетной записи и получения доступа. Облегчить этот процесс призван специальный сайт «Меркурий.Быстрый старт», на котором собраны полезные ссылки на инструкции, формы обращений и обучающие материалы по работе с системой. Процесс регистрации проходит в электронной форме и может занять несколько дней. Вы заполняете анкету и отправляете ее в Территориальное отделение Россельхознадзора своего региона. После проверки присланных данных вам в ответ вышлют параметры доступа к системе. Будьте внимательны при заполнении регистрационной анкеты, потому что любые изменения этих данных потребуют от вас в дальнейшем серьезных усилий.

Работа в ВетИС «Меркурий» возможна в двух вариантах – через web-интерфейс (специальный сайт) и через ВитИС.API (специальные программные модули, связывающие вашу информационную систему с «Меркурием»). Работа через web-интерфейс подразумевает параллельный учет и ручное выполнение всех операций с ветеринарными сертификатами и будет затруднительна для тех компаний, которые работают более чем с 5-10 накладными от поставщиков в день. Такой вариант подойдет для небольших кафе с минимальным документооборотом. Для остальных предприятий нужно каким-то образом автоматизировать работу с «Меркурием», встроив ветеринарный учет в бизнес-процесс работы своего ресторана с помощью ВетИС.API. Подключение к Меркурию в таком варианте потребует дополнительной регистрации предприятия с указанием данных той информационной системы, через которую будет происходить работа с ВетИС.

В наших учетных системах работа с ВетИС реализована с помощью модуля «Меркурий» в котором реализован весь необходимый функционал по работе с контролируемой ветеринарной продукцией.


Сопоставление номенклатуры с Меркурием

Одной из сложностей по интеграции ветеринарного учета с управленческим является отсутствие единого попозицонного справочника продукции, подлежащей ветеринарному контролю. Он существует только в виде групп товаров с кодами ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) с иерархией до третьего уровня вложенности. На примере продукции из мяса это выглядит вот так: «Раздел 1 ЖИВЫЕ ЖИВОТНЫЕ; ПРОДУКТЫ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ» - «Группа 02 Мясо и пищевые мясные субпродукты» - «Подгруппа 0201 Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное». А вот дальнейшее определение, какое это именно мясо, в каком виде от какого поставщика остается на усмотрение производителя, который определяет и хранит это в «Меркурии» в виде текстовой строки. При этом ничто не мешает ему изменять эту строку, а про совпадение идентификаторов по одной и той же продукции, но от разных дистрибьюторов вообще можно только мечтать. Такое отсутствие кодов идентификаторов вынуждает выполнять операции сопоставления номенклатуры ВитИС с вашей номенклатурой практически в ручном режиме.

В нашей системе этот вопрос решается разными способами. Например, для каждой карточки подконтрольного товара в вашем справочнике номенклатуры можно определить 3-ий уровень классификатора Меркурий. Это позволит при поступлении ветеринарного сертификата сузить диапазон поиска соответствия ВСД товару только теми товарами, у которых будет такой же код группы ТН ВЭД. В дальнейшем пользователь произведет выбор нужной позиции номенклатуры из этого ограниченного списка, программа сохранит эту связку и в следующий раз, если текстовая строка с наименованием товара придет от поставщика в неизменном виде, номенклатура подставится автоматически. Нужно иметь в виду, что в данном случае будет образовываться связь «один ко многим», так как один и тот же товар каждый из поставщиков будет называть по-своему, а в «Трактиръ» это будет одна и та же позиция номенклатуры.



Работа с ветеринарными сертификатами в ресторане

Для ресторана самой распространенной операцией с сертификатами будет их гашение – подтверждение получения продукции от поставщика по количеству и качеству. Важно помнить, что эВСД выписывается на партию продукции, а это означает, что к каждой накладной от поставщика будет как минимум столько же сертификатов, сколько позиций в документе. Но может быть и больше, если одна и та же номенклатура отгружается несколькими ветеринарными партиями. Функционал модуля «Далион.Меркурий» позволяет «собирать» все такие партии по одному приходному документу и при качественном сопоставлении справочника номенклатуры даже создавать приходные документы в Трактиръ на основании данных «Меркурия». Обратите внимание, что гашение сертификата должно происходить в течение максимально краткого, но не превышающего 1 дня, периода времени после доставки транспортной партии на место назначения.

Приемка товара в Меркурии сводится к его проверке по качеству и количеству. Как быть, если в системе отражено одно количество продукции, а по факту поставщик привез другое? Тут важно понимать причину такого расхождения. Если отклонение можно отнести к естественным причинам (естественная убыль при хранении или транспортировке) и оно не превышает 5% от общего количества продукции, то система пропустит такое расхождение и не потребует его дополнительного оформления. Вы просто указываете в нужной графе реальный вес или количество продукции и именно оно будет отражено в «Меркурии».

А если расхождение больше 5% или вы не принимаете какую-то часть по качеству и возвращаете ее поставщику, то в Меркурии оформляется акт несоответствия, который в свою очередь должен быть подтвержден вашим поставщиком, так же, как и документ возврата товара поставщику, который будет необходимо отражать в «Меркурии» с указанием возвращаемых ветеринарных партий.


Отдельного оформления в Меркурии требует процесс перемещения товара в рамках одного юридического лица, например, между обособленными подразделениями. Для этого в Меркурии существует специальная операция – «Перемещение без смены владельца». Мы настоятельно рекомендуем выполнять эту операцию при каждом реальном перемещении подконтрольной продукции, потому что для нарушений именно в области транспортировки такой продукции выделена специальная статья КоАП, штрафы по которой гораздо выше, чем за нарушения в области хранения или переработки. А контрольными функциями в этом случае могут быть наделены даже органы ГИБДД, которые могут проверить вашу машину в пути и выявить нарушение.

Если ресторан или фабрика-кухня производит продукцию для оптовой продажи другим юридическим лицам, то он будет обязан оформлять и регистрировать в Меркурии новые ветеринарные сертификаты для такой продукции. По сути он превращается в поставщика или производителя продукции, подлежащей ветеринарному контролю. Для ВетИС это особая область учета, требующая в том числе и сертификацию сотрудников, работающих с системой. Поэтому в типовой функционал модуля «Далион.Меркурий» не входит функционал выпуска сертификатов. Однако в случае необходимости создать новую ветеринарную партию в «Меркурии» можно через операцию инвентаризации ветеринарной продукции. Это позволит упростить дальнейшую работу с такой партией.



Штрафы за нарушение правил работы с Меркурием

Работа с информационной системой «Меркурий» является обязательным требованием Россельхознадзора и нарушение этих требований относится к КоАП 10.8. За такие нарушения предусмотрено несколько видов наказаний. По КоАП 10.8.1:

«Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, -

· влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;

· на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

· на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей»

При этом к перевозке продукции животноводства требования еще выше (КоАП 10.8.2):

«Перевозка сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;

на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей»

Мы рекомендуем заранее озаботиться подключением вашего ресторана к системе «Меркурий» и приобрести для этих целей модуль «Меркурий». Работа с этим модулем доступна для следующих версий ПП «Трактиръ»:

Трактиръ: Head-Office - релиз 1.0.43.02

Трактиръ: Nano  - релиз 1.0.12.2

Трактиръ: Management - релиз 1.0.14.06

В программном продукте Трактиръ: Back-Office, начиная с релиза 3.0.63.20 поддерживается интеграция с ФГИС Меркурий в объеме функционала конфигурации «1С Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0». Использование этой возможности доступно только для зарегистрированных пользователей сервиса 1С:ИТС.


Возврат к списку


Читайте также:

Как подготовить ресторан к работе с маркированным табаком
С 1 марта 2019 года в нашей стране начался первый этап процесса внедрения маркировки табачной продукции средствами идентификации – специальными уникальными кодами, которые в виде двумерного штрихкода DataMatrix наносятся на каждый экземпляр пачки сигарет. С 1 июля 2019 года ни одна новая пачка сигарет не сможет выйти с производства или пересечь нашу границу без такой маркировки. Делается это для того, чтобы иметь возможность контролировать ее движение и тем самым повысить собираемость акцизов и контроль за отраслью. Для рестораторов этот процесс давно знаком по ЕГАИС, только теперь вместо бутылок алкоголя будут контролировать сигареты. Как это затронет рынок общепита?
Учет маркированной продукции в ресторане
В 2019 году в нашей стране началась новая эпоха контроля за бизнесом – эпоха маркировки и прослеживаемости. Правительство решило транслировать тот эффект, который принес для собираемости акцизов ЕГАИС, практически на все товары, которые продаются в нашей стране. Постепенно на них появится специальный код, который будут обязаны наносить на упаковку производители и импортеры продукции. По этому коду товары будут прослеживаться на всех этапах до момента реализации маркированной продукции. Все участники экономической деятельности, включая рестораны, будут обязаны учитывать такие товары попозиционно, отправляя регулятору информацию о движении такой продукции у себя на предприятии.
Корпоративное питание

Организация услуг питания для собственных сотрудников – естественная практика для крупного бизнеса. Сейчас сложно найти крупное промышленное предприятие, где рабочие бегают по ближайшим кафешкам или носят еду из дома. Такой интерес к этому виду услуг не случаен – питание во время обеденного перерыва повышает работоспособность сотрудников, а для работников интеллектуального труда обеспечивает рост умственной активности и возможность организации перерыва на отдых

Оставьте свой комментарий:

Поле обязательно для заполнения
Защита от автоматических сообщений