Подключение ресторанов к ВетИС «Меркурий»

Алексей Гладков руководитель проектов отдела разработки «Трактиръ»
06.07.2018

С 1 июля 2018 года в нашей стране в полную силу заработала система ветеринарного контроля «Меркурий». С этого времени все организации и ИП, которые работают с продукцией, подлежащей ветеринарному контролю, обязаны отражать любые движения такой продукции электронными ветеринарными сопроводительными документами (эВСД). Список такой продукции закреплен приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 648. В упрощенном порядке можно сказать, что в этот список попали самые распространенные продукты (молоко, масла животного прохождения, мясо, рыба, изделия из мяса, консервы, сыры и т.д), без которых просто невозможно представить работу любого кафе или ресторана. Давайте посмотрим, как предприятиям общественного питания подключиться к системе и выполнить требования законодательства по работе с «Меркурием».

Ветеринарная информационная система (ВетИС) «Меркурий» представляет из себя огромную базу данных, в которой хранится информация о всех ветеринарных сертификатах и отражается вся информация от выпуска партии ветеринарной продукции (создание сертификата), до ее продажи с целью реализации конечному покупателю (гашение сертификата). Особое внимание в системе уделяется процессу перевозки подконтрольной продукции, который отражается специальными транспортными сертификатами, а также ее хранению и утилизации. Задача системы – облегчить процесс контроля за качеством пищевой продукции и повысить ее безопасность для населения, поэтому под особым контролем проверяющих будет в первую очередь розничный сегмент (кафе, бары, рестораны и магазины).


Регистрация в ВетИС «Меркурий»

Начинать работу с системой нужно с регистрации – создания учетной записи и получения доступа. Облегчить этот процесс призван специальный сайт «Меркурий.Быстрый старт», на котором собраны полезные ссылки на инструкции, формы обращений и обучающие материалы по работе с системой. Процесс регистрации проходит в электронной форме и может занять несколько дней. Вы заполняете анкету и отправляете ее в Территориальное отделение Россельхознадзора своего региона. После проверки присланных данных вам в ответ вышлют параметры доступа к системе. Будьте внимательны при заполнении регистрационной анкеты, потому что любые изменения этих данных потребуют от вас в дальнейшем серьезных усилий.

Работа в ВетИС «Меркурий» возможна в двух вариантах – через web-интерфейс (специальный сайт) и через ВитИС.API (специальные программные модули, связывающие вашу информационную систему с «Меркурием»). Работа через web-интерфейс подразумевает параллельный учет и ручное выполнение всех операций с ветеринарными сертификатами и будет затруднительна для тех компаний, которые работают более чем с 5-10 накладными от поставщиков в день. Такой вариант подойдет для небольших кафе с минимальным документооборотом. Для остальных предприятий нужно каким-то образом автоматизировать работу с «Меркурием», встроив ветеринарный учет в бизнес-процесс работы своего ресторана с помощью ВетИС.API. Подключение к Меркурию в таком варианте потребует дополнительной регистрации предприятия с указанием данных той информационной системы, через которую будет происходить работа с ВетИС.

В наших учетных системах работа с ВетИС реализована с помощью модуля «Меркурий» в котором реализован весь необходимый функционал по работе с контролируемой ветеринарной продукцией.


Сопоставление номенклатуры с Меркурием

Одной из сложностей по интеграции ветеринарного учета с управленческим является отсутствие единого попозицонного справочника продукции, подлежащей ветеринарному контролю. Он существует только в виде групп товаров с кодами ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) с иерархией до третьего уровня вложенности. На примере продукции из мяса это выглядит вот так: «Раздел 1 ЖИВЫЕ ЖИВОТНЫЕ; ПРОДУКТЫ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ» - «Группа 02 Мясо и пищевые мясные субпродукты» - «Подгруппа 0201 Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное». А вот дальнейшее определение, какое это именно мясо, в каком виде от какого поставщика остается на усмотрение производителя, который определяет и хранит это в «Меркурии» в виде текстовой строки. При этом ничто не мешает ему изменять эту строку, а про совпадение идентификаторов по одной и той же продукции, но от разных дистрибьюторов вообще можно только мечтать. Такое отсутствие кодов идентификаторов вынуждает выполнять операции сопоставления номенклатуры ВитИС с вашей номенклатурой практически в ручном режиме.

В нашей системе этот вопрос решается разными способами. Например, для каждой карточки подконтрольного товара в вашем справочнике номенклатуры можно определить 3-ий уровень классификатора Меркурий. Это позволит при поступлении ветеринарного сертификата сузить диапазон поиска соответствия ВСД товару только теми товарами, у которых будет такой же код группы ТН ВЭД. В дальнейшем пользователь произведет выбор нужной позиции номенклатуры из этого ограниченного списка, программа сохранит эту связку и в следующий раз, если текстовая строка с наименованием товара придет от поставщика в неизменном виде, номенклатура подставится автоматически. Нужно иметь в виду, что в данном случае будет образовываться связь «один ко многим», так как один и тот же товар каждый из поставщиков будет называть по-своему, а в «Трактиръ» это будет одна и та же позиция номенклатуры.



Работа с ветеринарными сертификатами в ресторане

Для ресторана самой распространенной операцией с сертификатами будет их гашение – подтверждение получения продукции от поставщика по количеству и качеству. Важно помнить, что эВСД выписывается на партию продукции, а это означает, что к каждой накладной от поставщика будет как минимум столько же сертификатов, сколько позиций в документе. Но может быть и больше, если одна и та же номенклатура отгружается несколькими ветеринарными партиями. Функционал модуля «Далион.Меркурий» позволяет «собирать» все такие партии по одному приходному документу и при качественном сопоставлении справочника номенклатуры даже создавать приходные документы в Трактиръ на основании данных «Меркурия». Обратите внимание, что гашение сертификата должно происходить в течение максимально краткого, но не превышающего 1 дня, периода времени после доставки транспортной партии на место назначения.

Приемка товара в Меркурии сводится к его проверке по качеству и количеству. Как быть, если в системе отражено одно количество продукции, а по факту поставщик привез другое? Тут важно понимать причину такого расхождения. Если отклонение можно отнести к естественным причинам (естественная убыль при хранении или транспортировке) и оно не превышает 5% от общего количества продукции, то система пропустит такое расхождение и не потребует его дополнительного оформления. Вы просто указываете в нужной графе реальный вес или количество продукции и именно оно будет отражено в «Меркурии».

А если расхождение больше 5% или вы не принимаете какую-то часть по качеству и возвращаете ее поставщику, то в Меркурии оформляется акт несоответствия, который в свою очередь должен быть подтвержден вашим поставщиком, так же, как и документ возврата товара поставщику, который будет необходимо отражать в «Меркурии» с указанием возвращаемых ветеринарных партий.


Отдельного оформления в Меркурии требует процесс перемещения товара в рамках одного юридического лица, например, между обособленными подразделениями. Для этого в Меркурии существует специальная операция – «Перемещение без смены владельца». Мы настоятельно рекомендуем выполнять эту операцию при каждом реальном перемещении подконтрольной продукции, потому что для нарушений именно в области транспортировки такой продукции выделена специальная статья КоАП, штрафы по которой гораздо выше, чем за нарушения в области хранения или переработки. А контрольными функциями в этом случае могут быть наделены даже органы ГИБДД, которые могут проверить вашу машину в пути и выявить нарушение.

Если ресторан или фабрика-кухня производит продукцию для оптовой продажи другим юридическим лицам, то он будет обязан оформлять и регистрировать в Меркурии новые ветеринарные сертификаты для такой продукции. По сути он превращается в поставщика или производителя продукции, подлежащей ветеринарному контролю. Для ВетИС это особая область учета, требующая в том числе и сертификацию сотрудников, работающих с системой. Поэтому в типовой функционал модуля «Далион.Меркурий» не входит функционал выпуска сертификатов. Однако в случае необходимости создать новую ветеринарную партию в «Меркурии» можно через операцию инвентаризации ветеринарной продукции. Это позволит упростить дальнейшую работу с такой партией.



Штрафы за нарушение правил работы с Меркурием

Работа с информационной системой «Меркурий» является обязательным требованием Россельхознадзора и нарушение этих требований относится к КоАП 10.8. За такие нарушения предусмотрено несколько видов наказаний. По КоАП 10.8.1:

«Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, -

· влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;

· на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

· на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей»

При этом к перевозке продукции животноводства требования еще выше (КоАП 10.8.2):

«Перевозка сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;

на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей»

Мы рекомендуем заранее озаботиться подключением вашего ресторана к системе «Меркурий» и приобрести для этих целей модуль «Меркурий». Работа с этим модулем доступна для следующих версий ПП «Трактиръ»:

Трактиръ: Head-Office - релиз 1.0.43.02

Трактиръ: Nano  - релиз 1.0.12.2

Трактиръ: Management - релиз 1.0.14.06

В программном продукте Трактиръ: Back-Office, начиная с релиза 3.0.63.20 поддерживается интеграция с ФГИС Меркурий в объеме функционала конфигурации «1С Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0». Использование этой возможности доступно только для зарегистрированных пользователей сервиса 1С:ИТС.


Юлия Малинина менеджер по продукту
Остались вопросы? Пишите, с удовольствием отвечу! Напишите мне на почту partner@softbalance.ru или воспользуйтесь формой обратной связи

Возврат к списку


Читайте также:

Теплая пора - время открытия летних кафе
Весной один за одним открываются сезонные кафе в популярных местах отдыха. Все мы любим посидеть на уютных террасах с освежающим коктейлем или ароматным шашлычком, слегка обдуваемые легким теплым ветерком. В этот момент мы хотим насладиться атмосферой уюта и беззаботности, и, конечно, хорошим сервисом, который складывается для гостя из радушной встречи, подробной рекомендации по выбору блюд, своевременной сервировки и подачи, безупречного обслуживания и быстрого расчета. Разумеется, качественная автоматизация всевозможными способами решает эти задачи. Однако летние кафе, как правило, не готовы к масштабным внедрениям, требующим ощутимых вложений. Для таких проектов важно, чтобы решение было доступным по цене, простым в освоении и его легко можно было развернуть. Ряд наших программных продуктов предназначен именно для этих целей.

Агрегаторы доставки еды. Плюсы и минусы для ресторана. Варианты работы с заказами
Все большее число ресторанов и кафе внедряют услугу доставки, она становится неотъемлемой частью ресторанного бизнеса. Меняется поведение потребителей – исторически все заказывали доставку, в основном, фастфуда, пиццы или роллов, теперь же – блюда практически любой кухни и ценового диапазона. Причем, если раньше услугу предлагали, как правило, крупные сетевые заведения, то сейчас доставка появилась у ресторанов и кафе любых форматов.
Мы расскажем о преимуществах и недостатках работы с агрегаторами, а так же о вариантах получения и обработки заказов.
Учет централизованного производства в ресторанной сети
Любая растущая ресторанная сеть рано или поздно сталкивается с вопросом централизации своего производства – постепенным переносом массовой подготовки полуфабрикатов либо на базу одного из ресторанов своей сети, либо в отдельное производственное помещение. Чаще всего это связано не только с экономикой, которую мы обсудим подробнее, но и с желанием обеспечить стабильное качество и предсказуемый вкус своей кухни во всех ресторанах сети.

Оставьте свой комментарий:

Поле обязательно для заполнения
Защита от автоматических сообщений