Как подготовить ресторан к работе с маркированным табаком

Алексей Гладков руководитель проектов отдела разработки «Трактиръ»
17.05.2019
Важным условием работы ресторана с маркированным табаком является наличие on-line кассы с прошивкой, поддерживающей работу с новым реквизитом чека «Код товара». Ваша кассовая программа также должны уметь передавать данные о коде маркировки в этот реквизит. Трактиръ: Front-Office уже умеет это делать.

С 1 марта 2019 года в нашей стране начался первый этап процесса внедрения маркировки табачной продукции средствами идентификации – специальными уникальными кодами, которые в виде двумерного штрихкода DataMatrix наносятся на каждый экземпляр пачки сигарет. С 1 июля 2019 года ни одна новая пачка сигарет не сможет выйти с производства или пересечь нашу границу без такой маркировки. Делается это для того, чтобы иметь возможность контролировать ее движение и тем самым повысить собираемость акцизов и контроль за отраслью. Для рестораторов этот процесс давно знаком по ЕГАИС, только теперь вместо бутылок алкоголя будут контролировать сигареты. Как это затронет рынок общепита?

Продажа табачных изделий при оказании услуг общественного питания не простой вопрос по самым разным причинам. Мы не будем углубляться в его особенности, задача статьи не в этом. Многие рестораны предлагают своим клиентам кальяны, у некоторых в продаже есть «табачные наборы», некоторые оборудованы сигарными комнатами. С 2019 года все эти виды деятельности необходимо вести с учетом новых требований по работе с маркированной табачной продукцией.

Какая табачная продукция подлежит маркировке

Маркировка табака будет проходить в несколько этапов. С 1 марта 2019 года по 1 июля 2020 года она затронет только сигареты и папиросы (ТНВЭД 2402 20, ОКПД2 12.00.11.130, 12.00.11.14). С 1 июля 2020 года на территории Российской Федерации запрещается оборот такой продукции, немаркированной средствами идентификации. Под запрет подпадут любые операции с ней – продажа, возврат поставщикам, перемещения и т.д.

Но уже с 1 июля 2021 года этот запрет затронет прочие виды табачной продукции (табак, кальянные смеси, сигары, сигарилы) и очень сильно повлияет на рынок общепита. В течении ближайшего года мы ждем разъяснений по правилам маркировки такой табачной продукции - как списывать, например, кальянный табак, который хранится в пачках, а расходуется в порциях?

Требования по маркировке табачной продукции относятся только к тем видам изделий, которые содержат табак. Все иные виды разных ароматических смесей и заменителей табака можно будет по-прежнему продавать без регистрации в системе маркировки.

Регистрация ресторана в системе маркировки табака

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 224 «Об утверждении правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции» определяют порядок действий ресторана в случае продажи своим клиентам сигарет.

По этим правилам участники оборота табачной продукции, осуществляющие розничную продажу, обязаны до 1 июля 2019 года зарегистрироваться в системе маркировки. Сделать это можно по адресу . Для системы маркировки нет разделения между видами деятельности «розница» и «общепит», поэтому ресторан регистрируется как розничный продавец. Для регистрации понадобится УКЭП. Также система попросит вас указать 16-ти значный номер кассового аппарата, на котором будет производится регистрация продажи маркированных сигарет. Если таких кассовых аппаратов в вашем заведении несколько, то необходимо указать все. Для внутреннего учета система попросит вас указать номер «магазина» и «склада» (указываете любой удобный, это полезно, если их у вас несколько) и выбрать из списка ваш ОФД. После регистрации вы получите на указанную вами почту подтверждение и параметры доступа к вашему «Личному кабинету» в системе маркировки.


С 1 июля 2019 года при продаже маркированных сигарет рестораны обязаны вносить в информационную систему мониторинга сведения о такой продаже. При регистрации кассового чека на кассе ресторана вы сканируете код маркировки с пачки (как акцизную марку с бутылки), он записывается в чек, который касса отправляет в ОФД. ОФД в свою очередь передает этот код в систему маркировки. До этого вы также должны будете разрешить вашему ОФД передавать такие данные, согласившись на это в личном кабинете на сайте ОФД.

Важным условием работы ресторана с маркированным табаком является наличие on-line кассы с прошивкой, поддерживающей работу с новым реквизитом чека «Код товара» (тег 1162). Ваша кассовая программа также должны уметь передавать данные о коде маркировки в этот реквизит. Трактиръ Front Office уже умеет это делать.

Кроме того, для сканирования кода маркировки табака потребуется 2D сканер штриховых кодов, подключенный к кассе. Если вы уже используете такой сканер для работы с акцизными марками ЕГАИС, то вам нужно убедиться, что он сможет нормально работать и с табачной маркировкой – она меньше, считывать ее сложнее. Не все 2D сканеры могут делать это качественно.


МРЦ на сигареты и автоматический контроль для маркированной продукции

С розничной продажей сигарет связан еще один очень важный контрольный механизм, который с внедрением маркировки будет выявлять все нарушения в автоматическом режиме. Связан он с максимальной и минимальной розничной ценой на табачную продукцию (МРЦ).

Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой одна пачка табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. (см. п.2 ст.187.1 НК РФ). Эта цена наносится на каждую пачку сигарет и определяется ее производителем или импортером и именно с этой цены рассчитывается акциз, который они уплачивают в бюджет.

Завышение розничным продавцом максимальной розничной цены, указанной производителем табачных изделий на каждой упаковке (пачке) сигарет, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере 5000 руб.

  • на должностных лиц - 50 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет

  • на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации табачных изделий за весь период, в течение которого совершалось правонарушение (но не более одного года) (п. 1 ст. 14.6 КоАП РФ)

Кроме максимальной розничной цены фиксируется еще и минимальная розничная цена. Которая представляет собой цену, ниже которой пачка табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Минимальная розничная цена = 75% от максимальной розничной цены.

Задача минимальной цены – ограничить потребление табака за счет удержания высоких цен на него, поэтому регулируется эта цена Федеральным законом от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" и штрафы за продажу сигарет дешевле минимальной розничной цены гораздо серьезнее:

  • ИП и должностным лицам грозит штраф до 5000 и 50000 тысяч рублей

  • Юридическим лицам – до 100 тысяч за занижение цены.

С 2019 года информация о МРЦ на каждую пачку сигарет также входит в состав кода маркировки, который вместе с ценой продажи касса отправляет в ОФД. Теперь контрольные системы могут в автоматическом режиме проверить отклонение цены реализации от МРЦ и также автоматически выставить штраф за такое отклонение. Поэтому любая ошибка в цене продажи табачной продукции может стать для ресторана основанием для серьезного штрафа.


В Трактиръ Front Office мы реализовали автоматический контроль за МРЦ при регистрации продажи табачной продукции. Наша система в автоматическом режиме расшифрует МРЦ из кода маркировки и предупредит в случае отклонения от этой цены в счете.


Электронный документооборот по маркированной табачной продукции

По правилам работы системы маркировки табака список кодов маркировки будет записываться в УПД (универсальный передаточный документ), сопровождающий табачную продукцию и передаваться через операторов электронного документооборота (ЭДО). Факт подписания УПД рестораном будет являться фактом передачи прав собственности на маркированную продукцию от поставщика к вам для учета у оператора маркировки.

Мы реализовали схему учета маркированного табака в системах Трактиръ, реализовав получение кодов маркировки из УПД и расширив справочник «Категории товаров» новым реквизитом – «Тип маркировки».


Для товаров, подлежащих обязательной маркировке, в системе включаются автоматические механизмы контроля (считывание кода маркировки на кассе, контроль за МРЦ, запись кода маркировки в кассовый чек).


С 1 июля 2019 года у ресторанов возникает только одна обязанность – регистрировать продажи маркированного табака в ИС МОТП (через кассу или напрямую). И только через год, с 1 июля 2020 года к этому добавится необходимость отражать все остальные движения табака – его получение от поставщика, списание, оприходывание, возвраты. Но мы рекомендуем заранее начать подготовку к документообороту по маркированной продукции – обновить систему учета, подключиться к ЭДО, проработать внутренние бизнес-процессы. Если не оставлять все эти вопросы на последние месяцы, то начать правильно работать с маркированной продукцией можно в комфортном режиме. Мы, как разработчики системы учета «Трактиръ» со своей стороны именно так и делаем.


Юлия Малинина менеджер по продукту
Остались вопросы? Пишите, с удовольствием отвечу! Напишите мне на почту partner@softbalance.ru или воспользуйтесь формой обратной связи

Возврат к списку


Читайте также:

Теплая пора - время открытия летних кафе
Весной один за одним открываются сезонные кафе в популярных местах отдыха. Все мы любим посидеть на уютных террасах с освежающим коктейлем или ароматным шашлычком, слегка обдуваемые легким теплым ветерком. В этот момент мы хотим насладиться атмосферой уюта и беззаботности, и, конечно, хорошим сервисом, который складывается для гостя из радушной встречи, подробной рекомендации по выбору блюд, своевременной сервировки и подачи, безупречного обслуживания и быстрого расчета. Разумеется, качественная автоматизация всевозможными способами решает эти задачи. Однако летние кафе, как правило, не готовы к масштабным внедрениям, требующим ощутимых вложений. Для таких проектов важно, чтобы решение было доступным по цене, простым в освоении и его легко можно было развернуть. Ряд наших программных продуктов предназначен именно для этих целей.

Агрегаторы доставки еды. Плюсы и минусы для ресторана. Варианты работы с заказами
Все большее число ресторанов и кафе внедряют услугу доставки, она становится неотъемлемой частью ресторанного бизнеса. Меняется поведение потребителей – исторически все заказывали доставку, в основном, фастфуда, пиццы или роллов, теперь же – блюда практически любой кухни и ценового диапазона. Причем, если раньше услугу предлагали, как правило, крупные сетевые заведения, то сейчас доставка появилась у ресторанов и кафе любых форматов.
Мы расскажем о преимуществах и недостатках работы с агрегаторами, а так же о вариантах получения и обработки заказов.
Учет централизованного производства в ресторанной сети
Любая растущая ресторанная сеть рано или поздно сталкивается с вопросом централизации своего производства – постепенным переносом массовой подготовки полуфабрикатов либо на базу одного из ресторанов своей сети, либо в отдельное производственное помещение. Чаще всего это связано не только с экономикой, которую мы обсудим подробнее, но и с желанием обеспечить стабильное качество и предсказуемый вкус своей кухни во всех ресторанах сети.

Оставьте свой комментарий:

Поле обязательно для заполнения
Защита от автоматических сообщений