Учет маркированной продукции в ресторане

Алексей Гладков руководитель проектов отдела разработки «Трактиръ»
07.05.2019
«Маркировка и прослеживаемость» - новые контрольные механизмы, которые с каждым месяцем набирают силу в нашей стране. Они обрастают правилами и требованиями, расширяются на новые товарные категории, уточняются и изменяются. Несмотря на все эти изменения с уверенностью можно сказать одно – маркировка стала новой реальностью и ресторанному бизнесу нужно готовиться к работе в этой реальности.

В 2019 году в нашей стране началась новая эпоха контроля за бизнесом – эпоха маркировки и прослеживаемости. Правительство решило транслировать тот эффект, который принес для собираемости акцизов ЕГАИС, практически на все товары, которые продаются в нашей стране. Постепенно на них появится специальный код, который будут обязаны наносить на упаковку производители и импортеры продукции. По этому коду товары будут прослеживаться на всех этапах до момента реализации маркированной продукции. Все участники экономической деятельности, включая рестораны, будут обязаны учитывать такие товары попозиционно, отправляя регулятору информацию о движении такой продукции у себя на предприятии. Мы, как разработчики программ для управления ресторанами, стараемся реализовывать все новые требования законодательства в своих системах. Давайте посмотрим, как изменится «Трактиръ» в связи с введением обязательной маркировки.

Какие товары подлежат обязательной маркировке

Список таких товаров определяется Правительством РФ. Согласно постановлению 792Р от 28.04.2018 в 2019 году это следующие товары:

1.       Табачная продукция – 1 марта 2019 года

2.       Обувь – 1 июля 2019 года

3.       Одежда, белье, текстиль, шины, парфюмерия, фотоаппараты – 1 декабря 2019 года

4.       Лекарственные препараты – 1 января 2020 года.

Из этого списка рестораны косвенно затрагивает только табачная продукция, но указанные категории товаров только «первые ласточки». Уже сейчас официально объявлено о проработке вопросов маркировки по списку:

1.       Молочная продукция

2.       Готовые продукты из мяса и рыбы

3.       Пиво

4.       Крупы

5.       Макароны

6.       Чай, кофе

7.       Консервированные фрукты и овощи

8.       Минеральная и бутилированная вода

9.       Безалкогольные напитки, включая соки и нектары

10.     Растительные масла

11.     Бытовая химия

12.     Осетровые и икра осетровых

Все эти товарные категории ежедневно закупаются и реализуются ресторанами, а значит в ближайший год-два практически любая поставка будет содержать маркированный товар, со всеми вытекающими последствиями в виде требований для учета такого товара.


Порядок учета маркированного товара

В основе маркировки лежит присвоение индивидуального номера каждому экземпляру маркируемой продукции. В такой код маркировки, кроме уникального номера товара, включают много дополнительной информации. Например, в код маркировки сигарет включают МРЦ (максимальную розничную цену), в код маркировки лекарств – срок их годности. В итоге получается длинный код, который преобразуют в двумерный штрих-код типа DataMatrix и уже этот штрих-код наносят на упаковку товара. Для каждого экземпляра товара такой код будет разным.


Для того, чтобы можно было учитывать товар не только поштучно, но и оптовыми единицами (блоками, коробками, пачками, паллетами) реализован алгоритм агрегации – при сборке товара в такие коробки сканируют коды товаров, на коробку наносят свой новый код, по которому в систему маркировки записывают все входящие в данную коробку единицы продукции. Получается новый код – код агрегации. В дальнейшем при перемещении продукции оптовыми партиями по такому коду агрегации можно получить полный список идентификационных кодов, расположенных в упаковке.

Информация о кодах маркировки от производителя или импортера передается через систему электронного документооборота в составе универсального передаточного документа (УПД). Подписание такого электронного документа является фактом перехода прав собственности на маркированную продукцию от одного участника рынка другому. В итоге ресторан от своих поставщиков вместе с маркированным товаром получит точно такой же УПД, в котором будут перечислены все коды маркировки данной накладной. Без подключения к ЭДО работа с маркированным товаром будет невозможна.

Большая часть маркированной продукции выбывать из оборота будет через продажу на кассе. Для этого в кассовый чек в феврале 2019 года добавили новый реквизит – «код товара» (тег 1162). При продаже маркированного товара продавец будет обязан, по аналогии с алкоголем, отсканировать код маркировки, который автоматически запишется в кассовый чек. Чек после регистрации касса отправит в ОФД, а уже оттуда информация о продаже попадет оператору маркировки и товар будет списан в информационной системе.


Для ресторанов работа с маркировкой будет немного проще, чем работа с ЕГАИС, потому что информация в систему будет передаваться автоматически из ЭДО и ОФД, в то время как для обмена с ЕГАИС требуется отдельный транспортный модуль (УТМ).


Взаимодействие Меркурия, ЕГАИС и Маркировки

К 2024 году Правительство планирует объединить все существующие информационные системы контроля в одну большую систему. С этого времени работа рестораторов немного упростится. Пока этого не произошло передавать данные придется одновременно и в Меркурий, и в ЕГАИС и в Маркировку.

Если ЕГАИС пока остается в стороне и учитывает только алкогольную продукцию, то Меркурий с Маркировкой по некоторым товарным категориям будут пересекаться. В первую очередь это будет молочная продукция, которая в этом году также будет подлежать учету в Меркурии. Критерием разделения продукции между Маркировкой и Меркурием станет форма выпуска продукции – готовая, упакованная продукция будет маркироваться, сырье и полуфабрикаты – учитываться в Меркурии.

Важным фактором работы с «Маркировкой» является полное отсутствие отчетности по ней. Будет достаточно отражать продажу такой продукции на кассе, а все приходные, возвратные накладные и документы списания проводить через систему электронного документооборота.


Работа с Маркировкой для ресторана

В работе с маркированной продукцией ресторану необходимо изменить несколько процессов:

1. Работа с электронным документооборотом. Данные о маркированной продукции, включая коды маркировки, передаются в УПД. Поэтому ресторану придется подключаться к ЭДО и вести через эту систему обмен документами, по крайней мере, с теми поставщиками, которые будут поставлять вам маркированную продукцию. Минимальный объем отражаемых в ЭДО операций – подписание приходных накладных с маркированными товарами. Если этого не делать, то поставщик не сможет списать со своих остатков в системе маркировки передаваемую вам продукцию. По сути этот процесс похож на подтверждение закупки алкоголя в ЕГАИС или гашения входящих эВСД в Меркурии. Для более сложных случаев через ЭДО нужно будет отражать возвраты продукции поставщику и внутренние списания (оприходывания) маркированной продукции. В наших продуктах «Трактиръ» мы уже реализовали обмен данными с ЭДО по приходным накладным и ждем разъяснений от оператора маркировки по остальным типам хозяйственных операций.

2. Продажа маркированной продукции на кассе ресторана. Эту операцию будет необходимо выполнять по той маркированной продукции, которая продается в ресторане в том же виде, в котором она туда поступила. Сейчас самым простым примером такой продажи будут сигареты, если ваш ресторан с ними работает. В дальнейшем – соки, минеральная вода, безалкогольные напитки. При реализации этой продукции будет необходим сканер штриховых кодов, установленный на кассе. Официант, перед передачей маркированного товара клиенту, будет сканировать его код идентификации, по аналогии с алкоголем и ЕГАИС. Тот маркированный товар, который ресторан будет использовать при приготовлении блюд, нужно будет списывать по ЭДО внутренними документами.

В «Трактире» мы уже реализовали выгрузку маркированного товара на кассу ресторана и добавление кода маркировки в кассовый чек. Сканер штрихкодов к станции официанта подключен давно, вам будет просто необходимо убедиться, что та модель сканера, которую вы используете, умеет считывать код Data Matrix, применяемый в маркировке. Также нужно иметь ввиду, что код маркировки табака имеет высокую плотность при малом размере, при этом он размещается под прозрачной упаковкой, которая создает блики и затрудняет работу сканера. Поэтому мы рекомендуем заранее проверить, что ваши сканеры смогут нормально работать с табачной маркировкой.

3.  Внутренний помарочный контроль маркированного товара. Те, кто уже столкнулся с алкогольными акцизными марками нового образца, хорошо знают, что любая пересортица или ошибка в работе с такими товарами, является основанием для разбирательства и штрафа со стороны проверяющих. Если поставщик привез вам не ту самую коробку алкоголя, которую отгрузил по ЕГАИС, вы получите на свои остатки нелегальную алкогольную продукцию – по системе за вами будут числиться одни акцизные марки, а по факту в баре окажутся другие. Как только вы попытаетесь продать такую бутылку с чужой маркой в ЕГАИС, система тут же заблокирует к продаже всю партию этой продукции до того момента, пока вы не исправите ошибку. Несколько таких ошибок и к вам выезжают представители ФСРАР на проверку, а такие проверки редко обходятся без штрафов.

С кодами маркировки ситуация аналогична – если не проверять все входящие идентификаторы на их соответствие первичным документам, то все ошибки поставщиков станут вашей проблемой.

То же самое относится и к внутренним списаниям и перемещениям – если по ошибке по системе списали один код вместо другого, то рано или поздно на кассе всплывет уже списанный код, что также является основанием для проверки и штрафа.

Получается, что любая операция с маркированным товаром во избежание ошибок должна сопровождаться сканированием кода маркировки. Для этого можно использовать терминал сбора данных, рабочее место официанта или делать это сразу в учетной системе. У нас в Трактиръ реализованы все три варианта.


Штраф за нарушения правил работы с маркированным товаром

Штрафы за нарушение правил работы с маркированным товаром предусмотрены КоАП 15.12 «Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации». В отношении продажи таких товаров:

Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

В дополнении к этой статье за нарушение правил работы с маркированной продукцией могут применяться и другие «отраслевые» статьи, как например «нарушение правил оборота табачной продукции», которая также является обязательной к маркировке.

«Маркировка и прослеживаемость» - новые контрольные механизмы, которые с каждым месяцем набирают силу в нашей стране. Они обрастают правилами и требованиями, расширяются на новые товарные категории, уточняются и изменяются. Несмотря на все эти изменения с уверенностью можно сказать одно – маркировка стала новой реальностью и ресторанному бизнесу нужно готовиться к работе в этой реальности. Именно поэтому мы, как разработчики системы «Трактиръ», максимально глубоко погружаемся в тонкости быстро изменяющегося законодательства, чтобы обеспечить нашим пользователям простую, четкую и комфортную работу во всех продуктах «Трактиръ» в строгом соответствии с буквой закона.


Юлия Малинина менеджер по продукту
Остались вопросы? Пишите, с удовольствием отвечу! Напишите мне на почту partner@softbalance.ru или воспользуйтесь формой обратной связи

Возврат к списку


Читайте также:

Теплая пора - время открытия летних кафе
Весной один за одним открываются сезонные кафе в популярных местах отдыха. Все мы любим посидеть на уютных террасах с освежающим коктейлем или ароматным шашлычком, слегка обдуваемые легким теплым ветерком. В этот момент мы хотим насладиться атмосферой уюта и беззаботности, и, конечно, хорошим сервисом, который складывается для гостя из радушной встречи, подробной рекомендации по выбору блюд, своевременной сервировки и подачи, безупречного обслуживания и быстрого расчета. Разумеется, качественная автоматизация всевозможными способами решает эти задачи. Однако летние кафе, как правило, не готовы к масштабным внедрениям, требующим ощутимых вложений. Для таких проектов важно, чтобы решение было доступным по цене, простым в освоении и его легко можно было развернуть. Ряд наших программных продуктов предназначен именно для этих целей.

Агрегаторы доставки еды. Плюсы и минусы для ресторана. Варианты работы с заказами
Все большее число ресторанов и кафе внедряют услугу доставки, она становится неотъемлемой частью ресторанного бизнеса. Меняется поведение потребителей – исторически все заказывали доставку, в основном, фастфуда, пиццы или роллов, теперь же – блюда практически любой кухни и ценового диапазона. Причем, если раньше услугу предлагали, как правило, крупные сетевые заведения, то сейчас доставка появилась у ресторанов и кафе любых форматов.
Мы расскажем о преимуществах и недостатках работы с агрегаторами, а так же о вариантах получения и обработки заказов.
Учет централизованного производства в ресторанной сети
Любая растущая ресторанная сеть рано или поздно сталкивается с вопросом централизации своего производства – постепенным переносом массовой подготовки полуфабрикатов либо на базу одного из ресторанов своей сети, либо в отдельное производственное помещение. Чаще всего это связано не только с экономикой, которую мы обсудим подробнее, но и с желанием обеспечить стабильное качество и предсказуемый вкус своей кухни во всех ресторанах сети.

Оставьте свой комментарий:

Поле обязательно для заполнения
Защита от автоматических сообщений