Особенности применения ФЗ-54 на предприятиях общественного питания
Для многих предпринимателей нашей страны ФЗ-54 (закон об онлайн-кассах) ассоциируется только с необходимостью замены кассовых аппаратов на новые, в которых вместо ЭКЛЗ будет установлен фискальный накопитель. На самом деле данный закон глубоко модернизирует всю систему учета информации о наличных и безналичных расчетах с населением при реализации товаров и оказании услуг. Меняются типы чеков, отменяются различные формы кассовых отчетов, появляются новые типы фискальных документов и т.д. Эти процессы затрагивают все предприятия, работающие с использованием кассовых аппаратов, в том числе и рестораны, бары и кафе.
Одной из главных сложностей в реализации ФЗ-54 на текущий момент является даже не отсутствие достаточного числа новых кассовых аппаратов, а несогласованность протокола обмена данными между кассовыми аппаратами и операторами фискальных данных (ОФД). Документ, который определяет правила такого обмена, называется «Форматы фискальных документов, сроки хранения реквизитов фискальных документов, дополнительные реквизиты фискальных документов и дополнительные требования к порядку формирования
и обработки фискальных данных» (ФФД) и опубликован он пока только на форуме ФНС, где и происходит его обсуждение. На текущий момент уже существует 33 версии этого документа, а официально форматы будут выглядеть вот так:
- Версия 1.0 – опубликована на форуме сайта ФНС 06.06.2016. Этой версии соответствуют те модели касс, которые сейчас находятся на рынке;
- Версия 1.0.5 – переходная;
- Версия 1.1 – целевая, которая и станет рабочей для всех касс в стране.
Для пользователей, производителей и разработчиков программного обеспечения это означает, что каждое новое утверждение протокола требует обновления программного обеспечения на всех этапах формирования, прохождения и хранения фискальных документов. В случае с ККТ такое обновление часто требует перепрошивки кассы в условиях сервис-центра.
Давайте посмотрим, что же изменилось в правилах работы с ККТ с выходом этих новых форматов. В новой версии предусмотрены следующие виды чеков:
- ПРИХОД - продажа товара или услуг;
- ВОЗВРАТ ПРИХОДА – возврат товара или услуги;
- РАСХОД - покупка товаров или услуг;
- ВОЗВРАТ РАСХОДА - возврат покупки;
- КОРРЕКЦИЯ - корректировки оборотов без указания товаров;
- ВОЗВРАТ КОРРЕКЦИИ.
Теперь любой возврат товара или отмена ошибочной регистрации это всегда фискальная операция, проходящая по фискальному накопителю, независимо от того, фиксируется она в пределах одной кассовой смены с чеком продажи или позже.
Новый документ «КОРРЕКЦИЯ» используется для исправления ошибок, связанных с применением или не применением ККТ в ресторане. Он должен применяться организацией самостоятельно, если была выявлена такая ошибка, либо фиксироваться по предписанию органов власти.
Скидки на чек
Следующим важным изменением стало полная отмена скидок, применяемых к чеку. По новому формату каждая строка чека должна четко отображать стоимость позиции, и сумма всех строк должна быть равна сумме чека. Иными словами все суммовые или процентные скидки на чек теперь придется «размазывать» по позициям, входящим в чек. И это вызывает большие сложности в реализации, т.к. в процессе округления могут появляться неизбежные в таких случаях расхождения между суммой чека и примененной скидкой. Давайте рассмотрим это на примере:
Мы продаем покупателю 6 эклеров по 125 рублей на общую стоимость 750 рублей. При этом клиент предъявляет нам купон на скидку 50 рублей. По старым правилам мы просто делаем суммовую скидку на чек и получаем 700 рублей, все просто и понятно. По новым правилам эти 50 рублей мы должны «размазать» по товарам чека. И получаем: 700 рублей делим на 6 эклеров, цена каждого 116,6666666666 рублей, при округлении 116,67 рублей. Но при этом 6 х 116,67 = 700,02, т.е. скидка составит уже не 50 рублей, а 49,98, что и будет отражено в чеке, сумма которого составит 700 рублей 02 копейки. Не каждый клиент примет такую математику без вопросов и обсуждений.
Аналогично будет выглядеть округление при процентной скидке на сумму чека, «товар в подарок», «третья чашка кофе бесплатно» и т.д. И именно для общепита такие скидки являются самыми распространенными.
Специалисты нашей компании нашли решение этой проблемы, и в программных продуктах линейки «Трактиръ» реализован следующий алгоритм обработки скидок на чек: в том случае, если при регистрации программа обнаруживает, что невозможно корректно распределить скидку по позициям с учетом округлений, то происходит автоматическая замена одной из позиций чека и вместо продажи 6 эклеров по 116,67 на общую сумму 700,02 будет зарегистрирована продажа комплекта «Эклер, 6 штук» в количестве 1 штука по цене 700 рублей. Такой механизм замены полностью соответствует требованиям ФНС и протоколам обмена данными. А главное – он позволяет законным образом избежать конфликтных ситуаций с гостями ресторана.
Учет авансов, предоплат и подарочных сертификатов
В работе ресторана часто возникает ситуация, когда оплата за услугу не совпадает с временем ее оказания. Самый распространенный вариант – аванс за банкет или депозит за резерв столика. Это ситуация, когда клиент заранее вносит денежные средства, которые в дальнейшем будут учтены при окончательном расчете.
Сейчас каждый ресторан придумывает свою схему учета таких операций. В самом «сером» варианте клиент просто вносит деньги и ничего не получает взамен, получает рукописную расписку или «товарный чек». Чаще ресторан заводит в кассовой программе услугу «Предоплата за банкет», по цене, например, 1000 руб., которую клиенту пробивают в нужном количестве в момент внесения аванса, а в дальнейшем делают фиктивный возврат этой суммы и пробивают чек на реально оказанную стоимость в момент окончательного расчета. Но этот вариант увеличивает налогооблагаемую базу предприятия, т.к. в этом случае оборот от авансов будет учтен дважды.
Менее распространен в общепите вариант с оплатой «в кредит», когда деньги будут внесены позднее факта оказания услуги. Чаще всего такая схема может возникнуть при оплате корпоративного питания или кейтеринговых услуг, учете боя посуды или других внеплановых расходах.
Абзац 8 п. 1 ст. 4.7 закона о применении ККТ № 54-ФЗ в новой редакции предусматривает проставление в кассовом чеке признака расчета (приход, расход, возврат прихода и возврат расхода денежных средств). В новых версиях протокола обмена фискальными данными в реквизитах кассового чека появится информация о наименовании вида кассовой операции, предусмотренного гражданским законодательством. Так, в данный момент рассматривается вариант с использованием семи таких операций. Это может быть полная или частичная оплата, в том числе предоплата и постоплата. Таким образом эти дополнительные реквизиты позволят отразить все нюансы платежей по сделке.
После внесения частичной оплаты продавец выдаст покупателю чек, в котором будет отдельно указано, что эти денежные средства были внесены в качестве аванса или предоплаты за определенную услугу. А после уплаты покупателем полной стоимости, в момент расчета, продавец выдаст покупателю чек, в котором будет отмечено, к примеру, что была внесена наличными определенная сумма, и услуга оплачена полностью. Кроме того, в чеке может быть указано, что оставшаяся часть полной стоимости товара зачтена за счет ранее внесенных авансовых платежей или предоплаты.
Отправка электронного чека клиенту по SMS и e-mail
По закону продавец должен обеспечить предоставление чека в электронном виде по желанию покупателя:
- С помощью ОФД;
- Кассовым аппаратом, если есть такая функция;
- Кассовой программой.
В любом случае, чтобы обеспечить отправку кассового чека необходимо в момент регистрации получить от клиента его номер телефона (для отправки СМС со ссылкой на чек, хранимый в ОФД) или адрес электронной почты. Если это ваш постоянный посетитель, имеющий карту постоянного клиента заведения с заранее заполненной контактной информацией, то выполнить такую операцию не сложно. А если это новый клиент, то в момент оплаты необходимо получить от него и зафиксировать в реквизитах чека контактную информацию.
ФНС уже активно тестирует специальное мобильное приложение, с помощью которого покупатель сможет оперативно контролировать прохождение оплаты своего заказа. Данное приложение имеет встроенную «визитную карточку», которая выводит контактную информацию клиента в виде QR-кода на экран мобильного телефона:
Кассиру остается только отсканировать этот код сканером и провести оплату заказа с отправкой чека покупателю. ФНС активно продвигает данное мобильное приложение, поэтому оно все чаще будет встречаться при реальных оплатах заказов в ресторанах.
Напоминаем, что с 01.02.17 клиент вправе потребовать от продавца отправки электронного чека. А с 01.07.17 такая операция станет обязательной для всех.
В программных продуктах «Трактиръ» оперативно отражаются все утвержденные изменения и уточнения к ФЗ-54. Для Трактиръ: Front-Office с 10 октября 2016 , для Трактиръ: Nano с 23 ноября 2016.
Следите за обновлениями и нашими информационными письмами!
Читайте также:
Мы расскажем о преимуществах и недостатках работы с агрегаторами, а так же о вариантах получения и обработки заказов.