Мобильные приложения «Трактиръ»: от идеи до реализации
За время своего 20-летнего существования «СофтБаланс» зарекомендовал себя в качестве надежного системного интегратора и разработчика ПО. До недавнего времени интересы компании лежали в плоскости бизнес-продуктов, созданных на основе 1С для сектора B2B, однако несколько лет назад мы решили попробовать себя в другой роли — роли разработчиков мобильных приложений, предназначенных для нужд ресторанного бизнеса. Такое решение являлось хорошо обдуманным и было вызвано изменившимися условиями рынка.
Анализ рынка
Рынок мобильных приложений в последние несколько лет получил бурное развитие. Исследования, проведенные в данной области, показывают, что у 88% опрошенных в возрасте от 18 до 29 лет есть смартфоны, которыми они активно пользуются. Все больше людей используют свои гаджеты для проверки почты, заказа билетов, переписки в социальных сетях, серфинга в интернете, работы и отдыха. Но этим область применения современных мобильных телефонов не ограничивается — смартфоны успели занять свою нишу и в ресторанном бизнесе.
Так, 83% опрошенных полагаются на смартфоны при посещении ресторанов во время отпуска или поездок, а 46% признаются, что решились на поход в новые заведения общепита только после того, как увидели их рекламу на мобильных устройствах. Кроме того, 35% респондентов утверждают, что минимум раз в месяц заказывают еду с доставкой из ресторанов с помощью современных гаджетов. Приведенная статистика справедлива для зарубежных стран, однако и в России процент вовлеченных пользователей с каждым годом увеличивается. Проанализировав текущую ситуацию, мы пришли к выводу: мобильным приложениям в компании «СофтБаланс» — быть.
Постановка задачи
С 1998 года «СофтБаланс» занимается развитием собственного программного продукта «Трактиръ», предназначенного для автоматизации ресторанов и ведения полноценного бухгалтерского и управленческого учета в заведениях общепита. Чтобы соответствовать современным тенденциям рынка, с течением времени «Трактиръ» обновлялся и обрастал новыми функциями. Нам было от чего отталкиваться, поэтому наиболее актуальным решением казалась возможность полной интеграции создаваемых мобильных приложений с данным программным продуктом.
Перед тем, как приступить к разработке, мы решили изучить аспекты ведения бизнеса в индустрии гостеприимства и развлечений с точки зрения мобильных приложений. Было замечено, что многие заведения общепита испытывают сложности со скоростью обслуживания клиентов. Особенно в часы пик. Как известно, гости не любят ждать, но ждать им порой приходилось непозволительно долго.
Системы автоматизации частично помогают в решении имеющихся проблем, однако делают это не настолько эффективно, как в связке с мобильными приложениями. Официант, приняв заказ, все равно должен подойти к моноблоку, на котором установлен «Трактиръ», чтобы ввести в систему все заказанные позиции. По меньшей мере, на это уходит несколько минут. К тому же, заказы могут стереться из памяти незадачливого сотрудника, забывшего зафиксировать нужные позиции меню в блокноте. А как быть с оповещениями о готовности блюд? Работникам ресторана приходится узнавать о состоянии заказа на кухне, что также отнимает драгоценное время.
Мобильные приложения могли бы обеспечить существенный рост производительности официантов и сократить время ожидания гостей, при этом увеличив их лояльность. Чтобы добиться такого эффекта, к разработке нужно было подойти с умом.
Мы решили выделить основные идеи, которые виделись в следующем:
—ускорение обслуживания;
—мгновенная передача заказа в систему автоматизации и оповещения о готовности блюд;
—развернутое меню с описаниями и дополнительной информацией о блюдах;
—автоматизация работы официантов;
—возможность самостоятельного заказа блюд гостями;
—активное вовлечение гостей в жизнь ресторана;
—возможность заказа блюд с доставкой;
—персонализированные уведомления для каждого из гостей;
—возможность оставлять отзывы и делиться мнением в социальных сетях;
—встроенная рекомендательная система.
Список получился довольно внушительным, но мы посчитали нужным принять во внимание каждый из пунктов. Только так можно было создать действительно полезные продукты, которые принесли бы пользу и начали пользоваться спросом у рестораторов.
Процесс разработки
Исследовав вопрос, мы приступили к созданию собственных решений для ресторанного бизнеса. Первым из них стал продукт «Трактиръ: Пейджер», приложение, работающее в связке с «Трактиръ» и предназначенное для оповещения официантов о готовности блюд и других событиях, происходящих в заведении. На реализацию не потребовалось много времени. Испытание в боевых условиях «Трактиръ: Пейджер» прошел успешно.
Следующим стал «Трактиръ: Гость», предлагающее посетителям ресторанов самостоятельно заниматься оформлением заказов, вызывать официантов, узнавать о готовности блюд и делиться впечатлениями с друзьями в социальных сетях. Все это гости могут сделать со своего смартфона. Чтобы избежать путаницы и привязать заказ к конкретному посетителю, гости должны просканировать предоставленный официантом QR-код на своем устройстве. В новой версии приложения был добавлен личный кабинет для просмотра гостем истории своих заказов и текущего уровня скидки, а также появилась возможность заказать доставку блюд из любимого ресторана.
Опробовав «Гостя» в действии, мы решили продолжить движение в данном направлении. Через несколько месяцев после этого появился следующий продукт — «Трактиръ: Электронное Меню». Приложение является интерактивным меню ресторана на планшете. Воспользовавшись им, гости могут почитать описания и посмотреть аппетитные фотографии блюд, сделать заказ, вызвать официанта, запросить счет или провести время за играми и чтением новостей во время ожидания. «Электронное Меню» также работает в связке с «Трактиръ», поэтому меню заведения обновляется автоматически при добавлении новых позиций в систему автоматизации. Купив несколько планшетов на базе Android, рестораторы смогут не только сэкономить на услугах официантов и разработке бумажного варианта меню, но и удивить гостей нестандартным подходом к обслуживанию.
Самым новым из разработанных нами продуктов стал «Трактиръ: Мобильный Официант». Приложение предназначается для автоматизации работы официантов и ускорения обслуживания гостей. Установив его на смартфон, сотрудник общепита сможет оформлять заказы, увеличивать стоимость чека, рекомендуя гостям блюда, которые хорошо дополнят уже заказанные, получать уведомления о готовности блюд, а также закрывать заказ и печатать предварительный счет без использования системы автоматизации. Для начала работы официанту необходимо авторизоваться. Записывать пожелания посетителей в блокнот и повторно вводить заказ в системе автоматизации после этого больше не потребуется.
Работа над приложениями продолжается и сейчас. Мы общаемся с рестораторами и партнерами, чтобы выяснить, на какие детали нужно обратить внимание в первую очередь, и методично добавляем в наши продукты новые функции. В планах на следующий год значится разработка еще нескольких решений для ресторанного бизнеса. Одним из них будет специализированное приложение для курьеров службы доставки.
Спрос на тематические приложения для рестораторов год от года увеличивается. Все больше владельцев заведений начинают проявлять интерес к продуктам данной направленности, поэтому мы надеемся, что сможем удовлетворить все их запросы и продолжим выпускать на рынок действительно востребованные мобильные решения.
Мнение экспертов
Алексей Гладков, руководитель направления «Трактиръ» компании «СофтБаланс»
Компания «СофтБаланс» относительно недавно занялась разработкой профессиональных мобильных приложений для рестораторов. Проанализировав потребности рынка и поняв, что он пока не насыщен, мы решили выпустить действительно полезные продукты, которые нашли бы поддержку у рестораторов и стали пользоваться спросом.
Большое впечатление на нас также произвела недавняя командировка в США. Пребывая в поездке, наши сотрудники обратили внимание на повсеместное использование современных гаджетов консультантами, продавцами и официантами. Такой подход делал работников более мобильными, что позволяло автоматизировать процесс обслуживания и уделять больше внимания гостям. Наверное, этот фактор также послужил предпосылкой для создания наших продуктов.
Считаю, что рынок мобильных приложений для ресторанов динамично развивается как в России, так и за рубежом. Новые тренды приходят к нам в страну с некоторым запозданием, поэтому сейчас тематические продукты такой направленности не особенно популярны, однако наблюдается уверенная тенденция к увеличению спроса.
Андрей Кудюмов, эксперт в области автоматизации предприятий общественного питания
На данный момент рынок общепита во многих регионах сильно насыщен, поэтому рестораторам приходится работать бок о бок и плотно конкурировать друг с другом. Это выражается не только в борьбе за отдельно взятых гостей, но и в привлечении опытных сотрудников, хорошо знакомых с принципами ведения ресторанного бизнеса.
На мой взгляд, мобильные приложения дают рестораторам возможность преуспеть в обоих направлениях. Продукты компании «СофтБаланс» помогут не только создать новый уровень сервиса для гостей, но и позволят предложить сотрудникам заведений общепита инструмент для качественной работы с заказами.
Читайте также:
Их сравнивают с психологами, артистами и даже брокерами. Они должны быть ненавязчивы, но вездесущи, сканировать пространство и читать мысли. Говорят, чтобы проникнуться духом времени и получить ни с чем не сравнимый жизненный опыт, каждый должен хоть раз в жизни попробовать себя в качестве официанта.