Проведение инвентаризаций

Инвентаризация — это основной способ сопоставить фактическое количество хранящихся материальных ценностей с данными учета. На предприятиях общественного питания может проводиться полная и неполная инвентаризация.

Полная инвентаризация проводится в сроки, которые определяет руководитель организации, а также в случаях, когда проведение инвентаризации обязательно, например при смене материально-ответственных лиц или составлении годовой отчетности.

Неполная инвентаризация проводится для пересчета заранее определенных дорогостоящих групп товаров, подверженных частым хищениям и злоупотреблениям.

При проведении инвентаризации важно учесть несколько моментов:

  1. Подготовка к инвентаризации. Необходимо учесть все приходно-расходные документы, выпуски продукции, перемещения и списания, перепровести все документы для выравнивания границы последовательности. Выбрать политику учета полуфабрикатов, согласовать технико-технологические карты на все блюда кухни и бара. Распечатать пустографки для фиксации результатов.
  2. Выбрать ответственного и состав участников. Необходимо привлечение сотрудников других филиалов сети, других отделов.
  3. Результаты фиксировать без пересчета в базовые единицы измерения.
  4. «Разбор полетов». В день получения результатов занести их в учетную программу. По спорным вопросам провести оперативные проверки. Довести до руководства управленческие решения.

Возможности ПП «Трактиръ», решающие эту задачу:

В документе «Поступление товаров" присутствует флаг «Автоматически оприходовать излишки». При включенном флаге происходит следующее.

Если на момент проведения документа конечное сальдо по счету 41.1 для указанного в табличной части товара отрицательно (что может произойти, если в программе отключен контроль отрицательных остатков и количество проданных (списанных в производство) товаров превысило имеющиеся на складе), то при проведении документа, по каждому наименованию товара, указанному в табличной части, будут сформированы проводки, имеющие то же назначение, что и при проведении инвентаризации.

При этом количество каждого товара в проводке берется равным его количеству в отрицательных остатках, а цена определяется по текущей себестоимости данного товара.

поделиться

В учетных решениях предусмотрено проведение полной или частичной инвентаризации, а также частичная инвентаризация с учетом всех характеристик.

Встроенные механизмы позволяют оптимально построить весь процесс — от подготовки инвентаризационных ведомостей, до внесения данных в учетную систему и сравнения результатов нескольких инвентаризаций.

Для проведения инвентаризации предусмотрено использование терминалов сбора данных, сканеров штрих-кода, фронт-офисных программ.

В результате достигается выравнивание количественных и суммовых остатков по данным инвентаризации.


поделиться
Возможность позволяет фиксировать на рабочих местах «Трактиръ: Front-Office» фактические остатки номенклатуры и передавать эти данные в товароучетные программы Трактиръ.
В специальной форме бармен, повар или администратор с помощью сканера ШК или подбором по номенклатуре смогут заполнить список имеющихся в наличии позиций и указать их фактическое количество.

Также доступна возможность помарочной инвентаризации алкоголя на рабочих местах. При инвентаризации алкоголя будут запрошены акцизные марки для каждой емкости алкогольной продукции.

В конце рабочей смены данные по проведенной инвентаризации будут выгружены в товароучетные программы Трактиръ, где фактические остатки могут быть сопоставлены с учетными, и по результатам проведены соответствующие корректировки.

После заполнения инвентаризации на рабочем месте есть возможность вывести ее результаты на принтер отчетов.
поделиться
Для того, чтобы инвентаризация занимала меньше времени, хорошо подходит мобильная инвентаризация, т.е. инвентаризация с применением различных технических средств, которые можно разделить на 3 класса устройств: мобильные телефоны со специализированным ПО, дата-коллекторы со сканером штрих-кодов и терминалы сбора данных (ТСД). Рассмотрим плюсы и минусы каждого вида оборудования.

Мобильные телефоны со специализированным ПО

Если еще 5 лет на рынке доминировали на рынке мобильной инвентаризации ТСД на Windows CE, то в последние годы тенденция изменилась кардинальным образом – в 2017 году более половины специализированных устройств для проведения инвентаризаций продается на операционной системе Android. В качестве терминалов можно использовать и обычные мобильные телефоны с камерой. Дополнительно нужно будет только установить ПО для проведения инвентаризаций, совместимое с товароучетной системой. 

Но наравне с очевидными плюсами по скорости запуска и стоимости решения есть и минусы: камера мобильного телефона способна прочитать не любые штрих-коды, а в помещении с недостаточной освещенностью качество считывания штрих-кодов падает катастрофически. Скорость чтения каждого штрих-кода довольно низкая – это связано с необходимостью фокусировки камеры на каждом штрих-коде. Обычные мобильные телефоны редко выполняются в пылевлагозащитном корпусе и плохо работают при отрицательных термпературах – это скажется на возможности проведения инвентаризаций на кухне во время работы и в холодильных помещениях.

В целом, такое решение можно рекомендовать на начальном уровне, как замену бумажным ведомостям.

Рекомендуемое ПО: 

Mobile SMARTS: Магазин 15 (компания Cleverence)
DataMobile  (компания Сканпорт)

Дата-коллекторы

Дата-коллектор – небольшое устройство со встроенной памятью, куда можно считать большое количество штрих-кодов используя встроенный одномерный или двумерный сканер. Преимущество дата-коллекторов перед мобильным телефоном заключается в высокой скорости сканирования штрих-кодов, так как используется уже профессиональный лазерный или светодиодный сканер, одинаково хорошо работающий в любых условиях освещенности - если со стандартной камерой телефона скорость считывания штрих-кодов составляет в среднем 3-5 секунд, то дата-коллекторы сканируют штрих-код практически мгновенно.

Продвинутые модели дата-коллекторов позволяют загрузить из товароучетной программы таблицу товаров. Это позволяет на этапе сбора штрих-кодов отслеживать возможный пересорт, когда этикетка не соответствует товару, на который она наклеена, а также на месте разбираться с товарами, отсутствующими в базе данных.

Наличие экрана на дата-коллекторе упрощает работу при проведении алкоголя – наглядно видно, какой штрих-код нужно прочитать – линейный или c акцизной марки.

После сканирования всех товаров остается только выгрузить их в товароучетную программу как из обычного терминала сбора данных.

Из минусов таких решений можно отметить, как правило, недостаточную защищенность устройств при падениях, небольшой диапазон рабочих температур и ограниченные возможности по работе с товарами на устройстве.

Рекомендуемые решения:

Mindeo MS3390 – для сбора линейных штрих-кодов
Mindeo MS3590 – для сбора линейных штрих-кодов и инвентаризации алкоголя

Терминалы сбора данных

Терминалы сбора данных являются специализированными устройствами, предназначенными для проведения инвентаризаций, сбору товаров для отгрузки на другой склад, проверке товара на приемке и для решения других задач, возникающих на складе – для этого на ТСД устанавливается специализированное ПО с различными сценариями использования.

Большая часть терминалов выполняется в пылевлагозащитном и антиударном корпусе, для удобства ввода информации оборудуется цифровой клавиатурой. Некоторые модели подходят для работы при отрицательных температурах и могут применяться для инвентаризации в холодильниках.

Цены на ТСД зависит от защищенности устройства, мощности аппаратной платформы, типа встроенного сканера, наличия дополнительных аксессуаров и может варьироваться от 15 тысяч до нескольких сотен тысяч рублей.

Рекомендуемые решения:

АТОЛ Smart.Droid – эконом-класс
MobileBase DS5 – универсальный терминал с возможностью работы в холодильнике


поделиться
Все документы, касающиеся движения МПЗ, можно оформлять в любых единицах измерения, предусмотренных для каждого конкретного товара (продукта). При вводе строки в документ после выбора МПЗ реквизит «Единица измерений» по умолчанию заполняется базовой единицей измерения. Однако пользователь может ее заменить на любую другую единицу измерения данного МПЗ. Данный механизм позволяет существенно снизить время, необходимое на ввод первичных документов, т.к. пользователю не надо в обязательном порядке пересчитывать количество МПЗ к базовым единицам измерения.
поделиться
В документе «Списание товаров (продуктов, блюд и полуфабрикатов)» есть возможность указать на какой счет списывать стоимость товаров и готовых изделий при проведении документа. В зависимости от счета списания запрашиваются дополнительные аналитические признаки (субконто).

При выборе признака «Списание на себестоимость» списание будет произведено на себестоимость реализованных товаров и блюд (счет 90.2.1 «Себестоимость продаж, не облагаемых ЕВНД» или счет 90.2.2 «Себестоимость продаж, облагаемых ЕВНД», если установлен соответствующий флаг).
поделиться

Учетные решения СофтБаланс предлагает гибкие возможности по ведению складского и товарного учета на любом предприятии общественного питания:

  • Учет товародвижения по нескольким юридическим лицам,
  • Разделение базовых операций (приход, расход) по зонам ответственности,
  • Учет естественной убыли,
  • Неограниченное количество складов,
  • Одновременный учет в ценах реализации и по себестоимости,
  • Любое количество характеристик для товарной позиции,
  • Подсистема штрихового кодирования,
  • Учет поставщиков товарной номенклатуры,
  • Работа с ценами и номенклатурой поставщиков,
  • Учет оборота алкогольной продукции с формированием квартальных и годовых деклараций,
  • Резервирование товаров на складах,
  • Работа с превышениями и устранение пересортицы,
  • Использование торгового оборудования при работе с документами,
  • Регистрация результатов инвентаризации.

поделиться