Себестоимость продукции и товаров

Обычно себестоимость разделяют на 2 категории: плановая и фактическая. Плановая себестоимость рассчитывается на основании калькуляционных карточек, разрабатываемых для каждого блюда и полуфабриката. Фактическая себестоимость определяется уже в момент производства с учетом партий товаров, входящих в выпуск продукции.

Контроль себестоимости товаров и продукции помогает справиться сразу с несколькими сложностями, возникающими в ресторане:

  • Исправление ошибок в калькуляционных карточках. Такие ошибки могут возникать как случайным образом, так и вноситься намеренно, с целью завышения расхода по учету дорогих ингредиентов;
  • Оптимизация рецептур блюд с целью снижения себестоимости продукции. Этот процесс может быть как самостоятельным, так и входить в ряд управленческих решений, например, по результатам анализа структуры меню заведения (Menu Engineering);
  • Отслеживание истории цен поставщиков. На изменение цен может влиять сезонность, изменение рыночной ситуации, переход поставщика в другую ценовую категорию, а также сговор закупщиков с поставщиками. Для сетевых заведений кроме временной оценки важно также анализировать закупочные цены одних и тех же продуктов, поступающих в разные рестораны, а в идеале — контроль договоров поставки с едиными условиями в целом для сети заведений.

Возможности ПП «Трактиръ», решающие эту задачу:

Как и в типовой бухгалтерии, при проведении документа «Закрытие месяца» происходит автоматический расчет реализованной торговой наценки, при условии ведения учета товаров в розничной торговле по продажным ценам. Расчет производится по каждому торговому подразделению. Также происходит определение финансового результата.
поделиться
При поступлении товара существует возможность автоматически обновлять основную цену приобретения в карточке товара. Для этого устанавливается соответствующий флажок в документе «Поступление товаров». В дальнейшем удобно использовать цену из карточки при подстановке ее в другие документы.
поделиться
Реквизит «Цена» у блюда или товара является периодическим и хранит историю своего изменения. Поэтому в любой момент можно посмотреть историю изменения отпускных цен для конкретного блюда или товара.
поделиться

Создание ТТК — самая трудоемкая и рутинная работа по настройке автоматизированной системы ресторана. При меню среднего размера в 100-150 позиций такая работа может занять 2-3 дня даже у опытного калькулятора. А ведь вновь созданные карты еще нужно тщательно проверить! Но при этом меню среднего ресторана, как правило, содержит не более 20-30% уникальных блюд, да и они часто основаны на модификациях уже известных ранее рецептов.

Для повышения скорости запуска заведения и облегчения работы бухгалтеров-калькуляторов, технологов и шеф-поваров во всех учетных решениях Трактиръ реализована загрузка электронного каталога товаров и готовых технико-технологических карт и калькуляционных карточек из сервиса FoodCOST.

Технико-технологические карты, загруженные с сайта, включают в себя нормы закладки, технологию приготовления, требования к оформлению, реализации и хранению, микробиологические и органолептические показатели, а также пищевую и энергетическую ценность блюд.

Еще одним вариантом использования сервиса FoodCOST может быть проверка созданных вашими сотрудниками ТТК на их соответствие стандартным технико-технологическим картам для выявления ошибок или отклонений в ТТК. Такое сравнение позволяет посмотреть на меню ресторана «со стороны», исправить неточности или почерпнуть новые идеи.

поделиться

Позиционирование объектов сетевых ресторанов или какие-то маркетинговые задачи локального ресторана могут потребовать наличия разных вариантов приготовления одного и того же блюда. Например, для ланчей суп может быть «беднее» по ингредиентам, чем по обычному меню, или в ресторане сети в центре города вложения рыбы в ролл больше, чем в заведениях на окраине. Если рестораны сети расположены в разных городах или районах, то у них могут возникнуть сложности с закупкой полностью одинаковых ингредиентов, а это также потребует наличия нескольких одновременно действующих ТТК одного и того же блюда для разных объектов сети.

В нашей системе для каждого блюда может существовать несколько ТТК. В карточке номенклатуры действующая на данный момент ТТК в разделе «Калькуляция» на закладке «Производство» отмечается галочкой (в системе «Трактиръ: Back-Office» на закладке «Калькуляция»). Это свойство привязано к объекту реализации для автоматического определения действующей в данном ресторане калькуляции.   

поделиться

Поддерживаются следующие способы оценки материально-производственных запасов при их выбытии:

  • по средней себестоимости (в продуктах «Трактиръ: Management» и «Трактиръ: Back-Office»);
  • по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (ФИФО) (продуктах «Трактиръ: Management»).

Различные способы оценки могут применяться независимо для каждого юридического лица (в зависимости от ПП).

В дополнение к стандартным возможностям выбора способа учета остатков в «Трактиръ: Management» реализован механизм, который позволяет выбирать для вида номенклатуры будет ли учет вестись «по среднему», либо по ФИФО. Это позволит, например, для подачи алкогольных деклараций выбрать для номенклатуры с видом «Алкоголь» метод учета ФИФО, а для вида номенклатуры «Блюда» — «по среднему».

поделиться
Плановая себестоимость, рассчитанная на момент печати калькуляционной карточки блюда, хранится в карточке товара и ее значение всегда доступно для анализа. Обращаем внимание, что при непосредственном выпуске блюд учитывается фактическая себестоимость на момент выпуска — фактическое количество и цены продуктов, зафиксированные в базе данных.
поделиться

Учетные решения СофтБаланс предлагает гибкие возможности по ведению складского и товарного учета на любом предприятии общественного питания:

  • Учет товародвижения по нескольким юридическим лицам,
  • Разделение базовых операций (приход, расход) по зонам ответственности,
  • Учет естественной убыли,
  • Неограниченное количество складов,
  • Одновременный учет в ценах реализации и по себестоимости,
  • Любое количество характеристик для товарной позиции,
  • Подсистема штрихового кодирования,
  • Учет поставщиков товарной номенклатуры,
  • Работа с ценами и номенклатурой поставщиков,
  • Учет оборота алкогольной продукции с формированием квартальных и годовых деклараций,
  • Резервирование товаров на складах,
  • Работа с превышениями и устранение пересортицы,
  • Использование торгового оборудования при работе с документами,
  • Регистрация результатов инвентаризации.

поделиться

Навигатор по задачам группы