Требования к маркировке блюд для доставки и «take away»

Алексей Гладков руководитель проектов отдела разработки «Трактиръ»
14.09.2016

С 15 февраля 2015 года на территории Российской Федерации является обязательным к исполнению регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Статья 1 п.2 данного регламента говорит, что «настоящий технический регламент Таможенного союза не распространяется на пищевую продукцию, производство которой осуществляется организациями общественного питания в процессе оказания услуг общественного питания для потребления на месте производства».  Это означает, что если блюдо будет употреблено гостем не на месте производства (в ресторане или кафе), то оно должно быть маркировано согласно положениям данного регламента. Получается, что все рестораны с доставкой блюд и даже кофейни, в которых можно взять кофе с собой, обязаны выполнять требования регламента по маркировки своей продукции.

 

Контролирующие органы некоторых городов, например Петрозаводска, уже начали проверять наличие нужной маркировки на таких блюдах. А в Санкт-Петербургском центре контроля качества нам подтвердили, что требования технического регламента ТС 022/2011 вполне применимы к ресторанной доставке, и то, что за его нарушение не наказывают всех подряд, так это упущение Роспотребнадзора и прокуратуры. Сам Центр контроля качества работает только по обращениям граждан, и если найдется гражданин, которого возмутит отсутствие маркировки на пицце или суши, которые ему привезли домой, то он вполне может им пожаловаться. А они уже привлекут для проверки Роспотребнадзор и прокуратуру, у которых есть полномочия на контрольные мероприятия. Получается, что начало таких проверок и контрольных мероприятий - вопрос времени и желания «насолить» конкурентам.

Давайте посмотрим, что и как нужно маркировать согласно требованиям ТР ТС 022/2011.


Виды маркировки


Регламент разделяет маркировку упакованной продукции и продукции, помещенной в транспортную упаковку.  Маркировка транспортной упаковки проще, в ней всего 7 пунктов, в отличии от 11 пунктов для упакованной продукции. Но «в случае если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки (конфеты, сахар-песок и другая пищевая продукция), маркировка транспортной упаковки, в которую помещена такая пищевая продукция, должна соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи», т.е. она должна маркироваться так же, как и упакованная продукция. С одной стороны, пицца в коробке (транспортной упаковке) не предназначена для дальнейшей фасовки, а значит, под этот пункт доставка еды не подпадает.  С другой стороны, на упакованной в транспортную упаковку блюдах нет другой маркировки, а весь регламент сводится к тому, что потребитель должен получить полную информацию о продукте. Снова получается неоднозначное трактовка требований, что может послужить основанием для коррупционной составляющей со стороны проверяющих органов.


Как маркировать


Пункт 4.12.2 говорит, что «Сведения, предусмотренные подпунктами 1, 4 – 6 пункта 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, удаление которой с потребительской упаковки затруднено». Это:

  • наименование пищевой продукции,
  • дата изготовления,
  • срок годности,
  • условия хранения
  • компоненты (в том числе пищевые добавки, ароматизаторы), биологически активные добавки, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний.  
«Удаление маркировки должно быть затруднено» означает, что эта информация должна быть напечатана прямо на упаковке или приклеена к ней.
В пункте 4.12.3 сказано, что  «сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3, 7 – 11 пункта 1 части 4.1 настоящей статьи, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице. Это:
  • Состав пищевой продукции
  • Количество пищевой продукции
  • Наименование и место нахождения изготовителя
  • Рекомендации и (или) ограничения по использованию
  • Показатели пищевой ценности пищевой продукции
  • Сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов
  • Единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза;
Указанные сведения могут быть напечатаны как на упаковке или этикетке, так и приложены в виде вкладыша (напечатаны на чеке).


Обязательная сертификация маркируемой продукции


И вот тут начинается самое интересное. Самый последний пункт, который требуется помещать при маркировке пищевой продукции - единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.


Однако в положении «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения (с изменениями на 17 марта 2016 года)» сказано:

«Изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом Евразийского экономического союза (техническим регламентом Таможенного союза) процедуры оценки соответствия на территории любого из государств - членов Евразийского экономического союза, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Евразийском экономическом союзе».

Это означает, что данный знак можно размещать только на сертифицированной согласно требованиям Евразийского союза продукции, т.е. все блюда которые могут быть проданы в режиме «take away» или заказаны в службе доставки ресторана, должны иметь сертификаты или декларации о соответствии выпускаемой продукции.

Процедура сертификации добровольная и не сложная, занимает несколько дней и для сравнительно небольшого меню ресторана может стоить 4-15 тыс. в зависимости от региона и срочности процесса сертификации.


Что грозит за нарушение технического регламента о маркировке пищевой продукции


За несоблюдение требований Технических регламентов Таможенного союза установлена административная ответственность в соответствии с ч. 1-3 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Административный штраф:

  • на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Получается, что если вы работаете в своем ресторане с доставкой или продаете блюда на вынос, то вам необходимо сертифицировать свое меню и обеспечить маркировку на упаковке. При этом часть информации должна быть закреплена на упаковке, а часть может прикладываться к ней в виде вкладыша. «Закрепленную» информацию можно заранее напечатать на упаковке (если это позволяет ваш ассортимент) или печатать ее на специальных этикетках и приклеивать при формировании заказа. Именно такая возможность реализована в программных продуктах «Трактиръ», к которым можно подключить принтер, печатающий на самоклеящихся этикетках. В программе реализован механизм формирования этикетки для каждой позиции заказа и ее печать перед отправкой заказа клиенту.

Выполнение требований технического регламента о маркировке пищевой продукции потребует от рестораторов дополнительных операционных и финансовых расходов. Придется устанавливать специальный принтер этикеток, настраивать программу, изменять регламент работы службы доставки, проходить сертификацию продукции. Однако все эти действия помогут снизить риски, связанные с контрольными мероприятиями со стороны Роспотребнадзора или прокуратуры. И если запланировать такие изменения заранее, то можно не только существенно снизить расходы по подготовке предприятия к работе по ТР ТС 022/2011, но и при этом повысить качество выполняемых при доставке операций за счет усиления контроля и регламентации процедур по упаковке блюд для службы доставки ресторана.



Юлия Малинина менеджер по продукту
Остались вопросы? Пишите, с удовольствием отвечу! Напишите мне на почту partner@softbalance.ru или воспользуйтесь формой обратной связи

Возврат к списку


Читайте также:

Автоматизация службы доставки в ресторане
Доставка еды из ресторанов в наше время становится все более востребованной услугой, причем не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и в менее крупных городах. Так, многие рестораны итальянской, японской и паназиатской кухни чаще останавливают свой выбор на расширенном сервисе, и на то есть несколько причин: доставка открывает новые маркетинговые каналы и, конечно же, приносит дополнительную прибыль.
0
Guest
Есть разница между потребительской и транспортной , автор статьи ее не понимает, поэтому статья сомнительна, не догма
Имя Цитировать 0
0
Алексей Гладков
На момент написания статьи наши пользователи столкнулись с реальными требованиями контролирующих органов по маркировке продукции, которую заведения продают с доставкой. Под эти требования в продуктах Трактиръ  внесены , которые позволяют наносить соответствующую маркировку. На потребительскую тару или на транспортную - это  другой вопрос.
Имя Цитировать 0
0
Марина
Здравствуйте, подскажите а  в товарном чеке можно  состав и пищевую ценность, а в онлайн чеке время  и срок годности
Имя Цитировать 0
0
Алексей Киктев
Здравствуйте!
В Трактиръ: Front-Office при наличии модуля "ГОСТЕПРИИМСТВО" возможно редактирование печатной формы счета и фискальных документов. Состав, пищевую ценность и срок годности можно  в одном из полей карточки меню и вывести его на печатную форму.
Имя Цитировать 0

Оставьте свой комментарий:

Поле обязательно для заполнения
Защита от автоматических сообщений