ЕГАИС в ресторане. Что это за «зверь», и с чем его «едят»?
Чтобы сразу было понятно про «зверя», расшифруем эту устрашающую аббревиатуру. Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система, контролирующая объемы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Алкогольный рынок - весьма привлекательный, стабильный и огромный в денежном выражении источник пополнения бюджета. Поэтому, допустить нелегальное обращение алкогольной продукции или уклонение от уплаты положенных в этой сфере сборов казна по определению не может. Особенно сейчас, когда скудеют другие источники ее пополнения.
Чтобы в полной мере осуществлять этот контроль, создан специальный надзорный орган, носящий название ФС РАР или Федеральная Служба по Регулированию Алкогольного Рынка.
Законодательством установлены наказания за нарушения при обороте алкоголя в виде штрафов в размере до двухсот тысяч рублей и приостановки лицензии предприятия на операции с алкоголем. А в результате последующих проверок лицензия вообще может быть полностью отозвана.Все бы хорошо. Есть закон: соблюдаешь его - подключился к ЕГАИС в ресторане, без проблем продаешь алкоголь и получаешь прибыль. Не соблюдаешь - штраф и лишение лицензии.
Но, как это часто бывает, несовершенство закона лишает его исполнителей такой определенности. С целью ужесточить закон, прикрыть постоянно появляющиеся лазейки, улучшить его исполнение и с прочими благими задачами, в него постоянно вносятся поправки, переносятся сроки, отраслевые акты противоречат федеральным законам и т.д.
Как это работает?
Сама ЕГАИС работает уже 10 лет. Однако, до 2012 к ней обязательно подключались только компании, производящие или импортирующие алкоголь. То есть все участники этого рынка, которые в соответствии с лицензией вправе осуществлять само появление алкогольной продукции на территории России.
Оптовые компании, не имеющие дела с импортом и производством и перепродающие алкоголь юридическим лицам, были отнесены ко второму звену в цепочке реализации алкоголя.Ну и третий сегмент алкогольного рынка с точки зрения ЕГАИС - это предприятия розничного звена, реализующие алкоголь в ресторане, кафе, баре или другой розничной торговой точке вне зависимости от ее размера. Основной критерий - это участники алкогольного рынка, которые отпускают продукцию конечному потребителю - физическому лицу.
Смысл появления системы ЕГАИС - фиксировать каждую операцию, происходящую с алкогольной продукцией, от изготовления внутри страны или от таможни до попадания ее к потребителю.
И как только где-то обнаружится алкоголь, не учтенный в ЕГАИС, то продавшее его предприятие сразу можно проверять либо на фальсификацию, либо на предмет неучтенной алкогольной продукции.
Соответственно, первостепенная задача государства - обеспечить работу всех участников алкогольного рынка возможностью четкой фиксации в ЕГАИС всего без исключения потока проходящего через них алкоголя.
Одномоментное начало работы этой сложной системы невозможно, поэтому был разработан поэтапный план присоединения субъектов к ЕГАИС:
-
2006 - 2012 годы - обязательное включение в систему производителей и компаний, импортирующих алкоголь;
-
01.11. 2015 - подключение дистрибьюторов алкоголя;
-
1 января 2016-го года - подключение к ЕГАИС ресторанов, предприятий розничной торговли в населенных пунктах численностью свыше 3000 человек для фиксации факта закупки алкоголя;
-
1 июля 2016-го года - подключение предприятий розничной торговли в населенных пунктах численностью свыше 3000 человек для регистрации розничных продаж алкоголя;
-
01 июля 2017-го года - все остальные участники алкогольного рынка, не подключенные ранее.
То, что подключение к ЕГАИС ресторанов и остальной розницы введено не с самого начала работы ЕГАИС, не означает освобождение от учета проходящего через них алкоголя.
Пока не начата работа заведения с ЕГАИС, алкоголь в ресторане продавать разрешено. Но с одним обязательным условием: в период, пока не произойдет полноценное подключение к ЕГАИС, рестораны и другая розница обязаны заполнять «Алкогольные декларации».Предоставление этого документа производится раз в квартал, после чего сотрудником федеральной службы данные вводятся в ЕГАИС.
Такая многоступенчатость, загрузка практически в ручном режиме, условность и неточность проверки данных из деклараций делают ситуацию с контролем неполноценной.
А пока это так, учет оборота алкоголя не точен, появляются возможности для махинаций, а собираемость акцизов падает. Законодательная и исполнительная власть прикладывают максимум усилий для соблюдения сроков развертывания системы.
Нужно ли подключаться к ЕГАИС ресторанам?
Итак, к 01.07.2017 все предприятия, имеющие отношение к алкоголю, ОБЯЗАНЫ быть частью системы ЕГАИС. Не просто числиться в ней, а реально вносить туда абсолютно все сведения о проведенных операциях с алкогольной продукцией. Под операциями понимаются закупка, продажа, возврат, списание и т.п.
Причем, внести информацию о движении нужно не позднее одних суток с момента проведения операции.А значит, если вас интересует «нужно ли подключаться к ЕГАИС ресторанам?», то ответ строго утвердительный. И большинству предприятий ресторанного бизнеса и торговли сделать это нужно до 1 января 2016 года.
В первую очередь, подключение ресторана к ЕГАИС означает несколько серьезных вещей:
1. Организация фиксирует в ЕГАИС свои операции с алкоголем через интернет в онлайн режиме;
2. Необходима установка Универсального Транспортного Модуля обеспечивающего взаимодействие с системой ЕГАИС;
3. Подача сведений невозможна без криптоключа и цифровой электронной подписи.
ЕГАИС: алкоголь в ресторане – ищем подводные камни.
Казалось бы, все понятно - берем и подключаемся к началу следующего года. И вот здесь немного о противоречиях нормативных актов, которые упоминали в начале этого материала.
Федеральный Закон от 29 июня 2015 года N 182-ФЗ говорит, что не подлежит фиксации в ЕГАИС объем розничных продаж алкоголя при оказании услуг общественного питания. Следуя этому положению, вроде ресторанам подключаться к ЕГАИС не обязательно.
А теперь подводный камень № 1: Итак, нужно ли подключаться к ЕГАИС ресторанам до 01 января 2016 года?
В пункте 2.1 ФЗ 182 говорится о том, что рестораны, в отличии от магазинов, с 01.07.2016 не обязаны отражать в ЕГАИС свои розничные продажи алкогольной продукции. Но согласно законодательству оборот алкогольной продукции помимо ее розничной реализации включает также закупку (в том числе импорт), поставку (в том числе экспорт), хранение и перевозку. Поэтому рестораны не избавлены от необходимости фиксировать в ЕГАИС операции связанные с приобретением алкоголя: закупки, возврата поставщику и перемещения между своими обособленными подразделениями.
ФС РАР в своем информационном сообщении от 20.07.2015 разъяснил, что уже с 01 января 2016 все участники алкогольного рынка должны отражать в ЕГАИС оборот алкоголя в части подтверждения факта закупки. По сути это значит, что с начала 2016-го года, как только ресторан приобрел алкоголь, он обязан зафиксировать эту операцию в ЕГАИС. Причем, сделать это не позднее первых суток с момента закупки.А раз так, то у ресторана уже должен быть доступ к ЕГАИС, криптографический ключ, универсальный транспортный модуль. Попросту говоря, ресторан уже должен быть частью ЕГАИС.
Кроме того получается, что до наступления 2016 года необходимо, чтобы все используемые в ресторанах программы учета научились общаться с ЕГАИС. Ответственные разработчики программного обеспечения озаботились этой задачей сразу после появления нормативных актов. Но сложности возникнут у пользователей учетного программного обеспечения, которое интеграцию с ЕГАИС не предоставляет. Поэтому, таким предприятиям стоит обратиться к разработчикам своего ПО с вопросом, каким образом обеспечить своевременную подачу данных о движении алкоголя в ЕГАИС.
В любом случае, всему розничному алкогольному рынку страны эту проблему каким-то образом придется решать. Никому не хочется терять право на продажу алкоголя, прибыль и платить серьезные штрафы. А времени на решение всех вопросов остается совсем мало.
Подводный камень № 2: Достаточно ли ресторану только фиксировать факт закупки алкоголя в ЕГАИС?
Помимо отражения факта закупки алкоголя рестораны с начала 2016 ждет еще одна новая обязанность.
19 июня 2015 года ФС РАР издала приказ под номером 164, регламентирующий правила ведения журнала учета реализации алкогольной продукции, который требуется заполнять уже с 01 января 2016. В журнал нужно заносить каждую единицу алкогольной продукции, которая была реализована рестораном, причем не позднее следующего дня после факта продажи.Приказ считает единицей алкогольной и спиртосодержащей продукции каждую транспортную упаковку. При этом, если такая тара продается не сразу (например, содержимое бутылок или кег), то фактом ее реализации следует считать момент вскрытия такой тары.
Один из способов заполнения журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции – внесение данных напрямую в ЕГАИС. Означает ли это, что ресторанам нужно подключаться к ЕГАИС, чтобы вести этот журнал прямо в системе?
Разумнее использовать другой способ заполнения журнала – "бумажный". Для ведения журнала с помощью ЕГАИС ресторану потребовалось бы отражать в системе все операции по розничной реализации алкоголя. А, как уже было сказано, от этой обязанности рестораны пока избавлены.
С ведением же журнала в "бумажном" виде поможет учетная система, установленная в ресторане. Данные для заполнения журнала могут быть большей частью получены автоматически по информации о продажах. Но по алкогольным позициям, которые продаются в розлив, факт вскрытия новой емкости (тары) должен фиксироваться в учетной системе отдельно.
При этом в журнале не требуется отражать списания алкоголя, а также его выявленные излишки и недостачи, поскольку журнал предназначен только для учета розничных продаж.
В отличие от алкогольной декларации журнал никуда не нужно сдавать, достаточно просто распечатать его в случае проверки уполномоченным органом. Однако данные журнала должны хранится на предприятии в течение 5 лет, поэтому стоит регулярно делать архивные копии данных учетной системы, чтобы не потерять журнал.
Подводный камень № 3: Каждой точке свой журнал и криптоключ.
Еще один, возможно не последний, «подарок» правил подключения - обязательность отдельного универсального транспортного модуля и криптоключа для каждой точки реализации (обособленного подразделения).
Теперь нельзя как раньше подавать одну декларацию на всю сеть ресторанов или розничных точек. А это, в первую очередь, означает, что теперь в каждой такой точке вы обязаны иметь компьютер, электронную подпись, криптоключ. Ну и человека, способного справиться со всеми этими премудростями.Стоит учесть, теперь сведения должны попасть в ЕГАИС в пределах 24 часов от момента операции. Следовательно, оператору еще необходимы пунктуальность и ответственность.
Кое-какие выводы из сказанного
Если вы работаете с алкоголем, избежать подключения к ЕГАИС вам не удастся.
Будете ли вы тянуть до самого последнего момента или подключитесь заранее, решать, естественно вам самим.Только не упустите тот момент, что чем ближе к обязательной дате, тем больше опаздывающих встанут в очередь, чтобы подключить свой ресторан к ЕГАИС. Купить недостающие компьютеры, завести подписи и криптоключи, обучить людей - все это требует не только денежных затрат, но и времени.
А результат опоздания - приостановка лицензии и, значит, потеря прибыли.
Так что, наш совет: спланируйте подключение ЕГАИС в ресторане или в другой своей розничной точке, не откладывая в долгий ящик.
Читайте также:
Заканчивается время, выделенное правительством для настройки и отладки взаимодействия с системой и с поставщиками, для получения ключей, их регистрации и настройки программного обеспечения. Поэтому мы решили еще раз рассказать об особенностях и тонкостях в правилах работы с ЕГАИС для ресторанов.