Загрузка
+7 812 325-4400

Наши партнеры

Онлайн-кассы для ресторанов

10.08.2016

4 июля 2016 года Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот документ заложил основу для реформирования всей системы денежных расчетов с физическими лицами в нашей стране. Уже менее чем через год, с 01.07.17, все кассовые аппараты в России должны быть подключены к сети интернет и в режиме реального времени передавать информацию о продажах операторам фискальных данных, которые в свою очередь будут передавать эти данные в ФНС. Давайте рассмотрим, каким образом эта реформа затронет сферу общественного питания и как к ней лучше подготовиться.

Начнем со сроков. Реализация закона будет происходить в несколько этапов. Начиная с осени 2016 года компании в добровольном порядке могут переходить на новый режим работы. Для этого им будет необходимо:

  • Установить в кассовый аппарат фискальный накопитель – модуль, который заменит ЭКЛЗ, будет обеспечивать шифрование и контролировать обмен данными между кассовым аппаратом и оператором фискальных данных (ОФД);
  • Зарегистрировать такой аппарат в ФНС;
  • Выбрать ОФД и заключить с ним договор.
Однако по состоянию на начало августа 2016 года еще не составлен новый реестр контрольно кассовой техники (ККТ), которая сможет работать с фискальными накопителями. Основные разработчики рассчитывают пройти все процедуры сертификации в сентябре-октябре 2016 года. Сразу после такой сертификации появятся новые модели кассовых аппаратов и комплекты доработки, которые позволят из старой модели кассы, работающей с ЭКЛЗ, сделать новую, работающую с фискальным накопителем.

С 1 февраля 2017 года все регистрационные действия со старыми моделями ККТ будут запрещены и на учет будут ставить только новые модели кассовых аппаратов, работающие в режиме онлайн. Также нельзя будет заменить ЭКЛЗ в старом аппарате, придется его дорабатывать, установив вместо ЭКЛЗ фискальный накопитель или приобретать новую кассу.

Какие кассы можно будет доработать до новой версии, а какие придется менять? Этот вопрос лучше заранее уточнить в вашем Центре технического обслуживания (ЦТО). Там, скорее всего, уже знают список аппаратов, для которых производители выпустят комплекты доработки, с помощью которых кассовые механики смогут переделать старую кассу под новые стандарты. Но т.к. речь идет о достаточно сложном обмене данными через сеть интернет, скорее всего старые автономные кассы (типа АМС-100Ф и т.п.) доработать будет невозможно и их придется менять. А вот фискальные регистраторы, особенно выпущенные в последние год-два, будут доработаны с минимальными усилиями, т.к. производители уже давно готовились к такой реформе и заранее включили в их функционал нужные блоки.

С 1 июля 2017 года работа со старыми кассами будет полностью запрещена и любая регистрация оплаты будет возможна только в режиме онлайн. К этому времени все предприятия должны будут доработать или заменить свои кассовые аппараты, подключить их к интернету и начать обмен данными с ОФД.

Уже сейчас в списке ОФД более 10 крупных компаний и этот список будет только расширяться. В основном в этот список попали операторы электронного документооборота. Логика обмена и хранения информации о чеках продажи очень похожа на обмен электронными документами, что позволяет таким операторам расширить перечень своих услуг и клиентов без серьезных вложений в развитие инфраструктуры, которая у них уже давно используется. Договор на обмен и хранение данных с ОФД для предприятия может стоить около 3 тысяч рублей в год. Эта сумма может меняться в зависимости от количества подключенных ККТ, условий обслуживания и индивидуальных договоренностей. 

Помимо бумажного чека покупатель теперь сможет потребовать отправки копии чека ему на электронную почту. В дальнейшем планируется полный отказ от бумажных чеков. Причем копию чека клиент сможет получить в течении 5 лет – именно столько ОФД будет обязан хранить те данные, которые получит от кассового аппарата предприятия. Каким образом получать от клиента адрес электронной почты, где и как его хранить – этот вопрос пока в законе не обсуждался. Для ресторана от такой идентификации каждого клиента может быть и польза – всегда хорошо знать своих гостей «в лицо» и иметь возможность включить их в свою программу лояльности.

Еще одним важным изменением в законе станет фактическое упразднение ЦТО – действующий договор с ним уже не будет необходимым требованием при регистрации кассового аппарата в налоговой инспекции. Предприятия смогут самостоятельно производить обслуживание и ремонт кассовых аппаратов, или будут привлекать на такие работы специалистов ЦТО, но уже не в рамках обязательного договора, а в рамках единичных вызовов по мере необходимости.

Существенной доработке подвергнется и состав чека. Теперь он будет обязан содержать:
  • Наименование товара
  • Количество товара
  • Цена
  • Стоимость
  • Ставка и сумма НДС;
  • Адреса сайта ОФД и федерального органа исполнительной власти, по которым может быть осуществлена проверка факта записи расчета и подлинности фискального признака.  
По перечисленным реквизитам становится понятно, что использование автономных касс, работающих без подключения к компьютеру и кассовой программе, станет затруднительным. Их придется заранее программировать, занося в память полный перечень товаров, продажа которых может быть на них зарегистрирована с указанием цен и налоговых ставок. Да и обмен данными такой кассы с ОФД будет непростой задачей. Хотя для небольших кафе с лаконичным меню такая возможность все-таки останется.

Изменения, которые предстоит реализовать предприятиями обещственного питания существенны. А что будет с теми, кто не успеет или не захочет выполнять новые правила? Так в части второй статьи 14.5 КоАП РФ прописано, что за неприменение ККТ в установленных законодательством случаях будет грозить административный штраф:

    - должностным лицам в размере от 25 до 50% от суммы расчета, проведенного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

    - юридическим лицам в размере от 75 до 100% от суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Что нужно сделать ресторану, чтобы подготовится к переходу на новые правила торговли по ФЗ-54

1.    Обеспечить подключение ресторана к стабильному каналу интернета. От качества доступа будет зависеть вся работа заведения. Ведь если фискальный накопитель не сможет передать данные о продаже в течении определенного регулятором времени, то он заблокирует работу кассы, а значит и осуществлять продажи в ресторане будет нельзя.

2.    Составить график замены ЭКЛЗ в кассах ресторана. Если такая замена приходится на конец этого года, то имеет смысл сравнить затраты на замену ЭКЛЗ с переходом на фискальный накопитель. Ведь сделать это все равно придется до 01.07.17. А установленная новая ЭКЛЗ прослужит всего полгода.

3.    Подумать о процессе перехода на новые кассы. Снять кассу с учета, доработать ее, поставить на новый учет – все это займет время, на которое продажи по кассе будут невозможны. Если в ресторане две и более касс, их замену нужно делать последовательно – вначале одну, затем другую. Если касса одна – подумайте о приобретении подменной или выберете время на замену таким образом, чтобы оно совпало с минимальной нагрузкой на ресторан.

4.    Уточните, будет ли ваша учетная система поддерживать работу с ОФД. Ведь кроме изменения состава чека программа теперь будет должна обеспечивать возможность отправки копии чека клиенту и проверять корректность обмена данными с ОФД. Если вашу учетную систему давно не обновляли или такое обновление в принципе не возможно, то нужно заранее подумать о замене или доработке учетной системы. В программных продуктах линейки Трактиръ поддержка работы по новым требованиям ФЗ-54 появится уже в начале осени.

5.    Заранее подумайте о наведении порядка в учете. Ведь теперь налоговая сможет проверить каждый чек, каждую позицию в чеке. Контролируются ли у вас минимальные цены на табачную продукцию? Все ли в порядке с лицензиями? Совпадают ли кассовые отчеты с данными о продажах? Любые «серые» схемы, работа по «мягким чекам» будут быстро выявляться при встречных проверках и контрольных закупках. А любые операции «задним числом» могут быть заблокированы ОФД. Понятно, что появятся новые «схемы», но об «обелении» работы ресторана рано или поздно нужно будет задуматься.

Новый закон потребует от предприятий общественного питания серьезных вложений, как финансовых, так и временных. В нашей стране сейчас используется около 1,5 млн. касс. И все они через год должны быть подключены к ОФД. Это большой объем работ и лучше не откладывать их на последний месяц.  

    


Возврат к списку


Читайте также:

Оставьте свой комментарий: